Проповедь мира и добра

Проповедь мира и добра

О том, как должны строиться взаимоотношения мусульманина со светским обществом, представителями других религий и государством, «СА» рассказали в Духовном управлении
мусульман Адыгеи и Краснодарского края.

Конференция

Основные принципы, которым должны следовать мусульмане, проживающие в светском, многонациональном и многоконфессиональном государстве, были озвучены по итогам прошедшей в марте 2014 года Международной богословской конференции «Российские мусульмане: права и обязанности». Она состоялась в Махачкале, и ее посетила делегация Всемирного союза мусульманских ученых во главе с шейхом Мухиддином Аль-Карадаги, который в то время возглавлял эту организацию. В дискуссии приняли участие представители исламского духовенства российских регионов, в том числе и Духовного управления мусульман Адыгеи и Краснодарского края.

— По большому счету вопросы, которые обсуждались на конференции, носят всемирный характер. Тематика участия мусульман в общественной и государственной жизни актуальна не только для России, но и для государств Европы, Америки, многих других стран и регионов. Предложенные рекомендации основаны на практическом опыте воплощения в жизнь норм и требований ислама, являются здравыми и разумными, — рассказал «СА» заместитель муфтия Адыгеи и Краснодарского края Азамат Хуштов. — Мы полностью разделяем мнение, которое высказали по итогам конференции уважаемые в исламском мире ученые-богословы. Ислам зиждется на необходимости учитывать пользу и вред, которые повлекут те или иные поступки и действия. Исповедующий ислам человек должен стремиться приносить пользу социуму, в котором он живет. В этом смысле ислам выступает за то, чтобы в обществе и государстве сохранились нравственные устои, поддерживались безопасность и мир, чтобы каждый мог в полной мере реализовать свои таланты и способности, а также положительные жизненные устремления.

Главные вопросы

Принятая по итогам конференции декларация отвечает на вопросы, которые в той или иной форме могут встать перед мусульманином. Один из таковых: допускает ли ислам, чтобы мусульманин поступал на государственную службу, работал в силовых и правоохранительных структурах светского государства?

Ответ однозначен: нет каких-либо возражений относительно того, чтобы мусульмане применяли свои способности, жизненный и профессиональный опыт на службе государству. Соблюдение светских законов, идеи служения Родине и патриотизма также не противоречат идеалам религиозной преданности. Главное — чтобы не было ущемлений основных прав мусульман, не было запрета следовать религиозным установлениям.

Надо понимать различия между сегодняшним государством и государствами прошлого. В России проживают мусульмане, гражданских прав и свобод у которых больше, чем у жителей многих стран, где ислам является государственной религией. В России соблюдаются права мусульман на свободу вероисповедания, исполнение обрядов. Со своей стороны мусульманин должен уважать и соблюдать светские законы, служить в армии, платить налоги, исполнять иные гражданские обязанности. Тем более что, как учит жизнь, отчуждение от общества и государства грозит обернуться изоляцией, отдаляет, ввергает в бедность, не дает развиваться и приводит к господству над верующими внешних сил.

Также с позиций ислама недопустимой является идеология радикализма и фундаментализма.

Как заявил по этому поводу Мухиддин Аль-Карадаги, проживая в светском государстве, мусульмане должны следовать принципу умеренности: «Умеренность — вот чего мы должны придерживаться. С одной стороны, умеренность отвергает фанатизм, с другой — умеренность предполагает недопущение пренебрежения основами ислама».

Поэтому среди прочего профилактика проявлений экстремизма и терроризма также играет важную роль в жизни Духовного управления мусульман Адыгеи и Краснодарского края. Главное в этой работе — общение с людьми, в том числе в ходе еженедельных проповедей. Приближается Рамадан. В это время увеличится число верующих, которые посещают богослужения. Эта возможность будет использоваться для организации живого и продуктивного общения с прихожанами. Духовное управление мусульман также организует открытые уроки, беседы об исламе — не только в виде личных встреч, но и в онлайн-формате. Многие просветительские мероприятия проводятся во взаимодействии с представителями иных религиозных и национально-культурных организаций.

Уделяется внимание работе со студенческой молодежью. Недавно прошли встречи с учащимися средних специальных учебных заведений. В ближайшей перспективе — встречи со студентами МГТУ и Адыгейского госуниверситета.

— Один из приоритетов — работа с молодежью, которая таким образом может получить более глубокие знания о духовных основах и ценностях ислама. Без внимания не остаются и молодые люди, приезжающие в Адыгею на работу, учебу. Есть среди них и выходцы из стран СНГ, дальнего зарубежья. Некоторые выросли в иной культурной и социальной среде и поэтому нуждаются в поддержке, чтобы освоиться на новом месте. Традиционно помощь в этом им также может оказать мусульманская община, — рассказывает Азамат Хуштов.

Совместными усилиями

Важная составляющая этой работы — не допустить радикализации мусульманской уммы, выявить среди прихожан тех, кто потенциально может пополнить ряды жертв радикальной идеологии, и, пока не случилась беда, переориентировать их взгляды в конструктивное русло.

— Во время встреч и проповедей прихожане узнают о недопустимости терроризма и экстремизма с точки зрения ислама. Исторически в трудах исламских богословов отрицалось то, что в наше время понимается как «терроризм». То явление, которое сегодня в сознании некоторых обывателей видится как «исламский терроризм», появилось всего несколько десятилетий назад в результате деятельности западных спецслужб, — рассказывает Азамат Хуштов.

Сложности, однако, могут возникать с приезжими, которые живут изолированно, не посещают мечеть, не общаются со священнослужителями. Негативное отношение к действующим религиозным учреждениям, общественным и государственным институтам — это часть идеологии терроризма и экстремизма. Объективно у Духовного управления мусульман нет возможности отвечать за действия таких людей. Именно к этой категории принадлежал уроженец Средней Азии, которого прошлой осенью задержали на территории Адыгеи сотрудники ФСБ по подозрению в причастности к деятельности запрещенной в России организации. Ее участники готовили теракты на территории нашей страны.

По сложившейся практике, пока человек не успел нарушить закон, разъяснительной работой с ним занимаются священнослужители, но если уже совершено преступление, духовенство отходит в сторону и в случившемся разбираются органы правопорядка.

— С агрессией и вызовами терроризма необходимо бороться «мечом» и «пером». Что такое «меч»? Это представители властных структур. А что такое «перо»? Это мы — общество, представители религиозных, национально-культурных, образовательных, просветительских организаций, научная, культурная, творческая интеллигенция, все неравнодушные люди. И если мы сможем объединить усилия всех здоровых сил общества в борьбе с проявлениями экстремизма и терроризма, то у нас все получится, — выразил уверенность Азамат Хуштов.

Сергей Цветков.

«Советская Адыгея».

Актуально