Вчера главами комитетов Госдумы и Совета Федерации Павлом Крашенинниковым и Андреем Клишас на рассмотрение палаты был внесен проект нового закона об общих принципах организации местного самоуправления, подготовленный в развитие положений Конституции РФ о единой системе публичной власти.
Он предусматривает упрощение правовых конструкций, уточнение компетенции органов местного самоуправления. Это, в свою очередь, должно обеспечить устранение путаницы с распределением полномочий между субъектом РФ и муниципалитетом. Согласно законопроекту, за городскими и муниципальными округами закрепляется идентичный объем неотъемлемых полномочий, которые направленны на непосредственное решение местных задач. При этом регион может забрать ряд полномочий отдельного образования для обеспечения интересов населения.
Согласно комментарию пресс-службы Госдумы РФ, в качестве единственного способа формирования представительного органа муниципального образования проект предлагает муниципальные выборы.
Другими словами, глава того или иного муниципального образования, в соответствии с законом конкретного субъекта Российской Федерации и уставом МО, избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования. В последнем случае избрание главы муниципалитета осуществляется из состава представительного органа МО или из числа кандидатов, представленных руководителем региона.
Усиливается ответственность глав муниципальных образований и руководителей местных администраций перед высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Одно из оснований для отправки главы муниципального образования в отставку – систематическое недостижение показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления, которые закреплены указами президента РФ. С соответствующей инициативой, глава субъекта вправе обратиться в представительный орган муниципального образования.
Кроме того, укрепляется статус главы местной администрации – законопроектом предусмотрено замещение им муниципальной должности.
Также для всех должностных лиц местного самоуправления устанавливается единый срок полномочий, а именно пять лет.
Важно отметить и то, что, в соответствии с проектом, глава субъекта вправе вынести предупреждение или объявить выговор главе муниципального образования и руководителю местной администрации в случае, если переданные полномочия исполняются им ненадлежащим образом или не исполняются вовсе.
Законопроектом обеспечивается синхронизация сроков полномочий главы муниципального образования, избранного представительным органом муниципального образования из своего состава и исполняющего полномочия председателя представительного органа, со сроком полномочий этого органа. В этом случае при досрочном прекращении полномочий представительного органа полномочия такого главы муниципального образования также прекращаются досрочно.
Кроме того, в соответствии с принципом единства системы публичной власти глава муниципального образования, руководящий местной администрацией, одновременно замещает государственную должность субъекта Российской Федерации и муниципальную должность.
Стоит отметить, что все положения данного законопроекта базируются на конституционных основах единства публичной власти в Российской Федерации. Основная их часть, как предусматривается, вступает в силу с 1 января 2023 года. При этом переходный период, в течение которого осуществляется постепенный переход к одноуровневой организации местного самоуправления устанавливается до 1 января 2028 года.
По мнению председателя Госсовета-Хасэ Адыгеи Владимира Нарожного, данный законопроект создаст условия для комплексного, стабильного социально-экономического развития страны. Об этом сообщили в «Советской Адыгее».
— Считаю законодательные предложения коллег федерального центра важными для развития положений Конституции РФ, местного самоуправления и грамотного выстраивания единой системы публичной власти. В наши дни органы местного самоуправления является самой массовой формой самоорганизации граждан и одним из ключевых элементов гражданского общества, который, согласно Конституции Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Кроме этого, играет ключевую роль в развитии экономики и социальной сферы, сохранении общественно-политической стабильности, позволяет более оперативно реагировать на проблемы, которые волнуют людей, — комментирует Владимир Нарожный.
Он также добавил, что именно поэтому развитие институтов местного самоуправления сегодня является одним из важнейших приоритетов государственной политики, направленной на привлечение граждан к участию в общественной жизни своих муниципалитетов.
Принятый Госсоветом-Хасэ Республики Адыгея в марте 2005 года региональный закон «О местном самоуправлении», ставший основополагающим в дальнейшем законотворческом процессе, касающемся вопросов организации местного самоуправления в регионе, является результатом работы органов государственной власти Адыгеи, районных и городских органов местного самоуправления в рамках реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
— На данный момент региональный парламент внес в него [региональный закон] изменения 39 законами Республики Адыгея. Времена меняются, реалии современной жизни трактуют свои требования, поэтому необходимо последовательно и профессионально совершенствовать правовое поле, — сказал Владимир Нарожный.