Аналитики фактчекингового проекта «Лапша» проанализировали фейки за июнь. Первый месяц лета оказался урожайным на недостоверные новости. За 30 дней — 222 фейка. Из них — 175 федерального уровня. Суммарно ложная информация набрала 980 млн просмотров.
На какие темы возникали фейки?
Как показал анализ, фейки выявленные в июне касались в основном проведения специальной военной операции. Этой теме посвящено 36% ложной информации в Сети. Международным отношениям — 16,6%. Третьей по популярности была тема внутренней политики — 12,2%.
В июне по теме спецоперации на Украине возникали недостоверные сведения о личном составе армии и якобы понесенных потерях военной техники. Аналитики проекта «Лапша» выявили массу постановочных фотографий, видеороликов о ходе боевых действий.
Также публиковались ложные сообщения о преступлениях против мирных жителей, мародерстве и обстрелах жилых районов. Встречалась информация об уничтожении зернохранилищ на Украине и вывозе военными РФ украинской пшеницы в другие страны.
Поклонскую уволили?
Распространилась по всей России и набрала более 37 млн просмотров ложная информация об увольнении Натальи Поклонской. Якобы она высказалась о знаках Z и V, как о символах скорби и грусти, и это стало причиной увольнения замглавы Россотрудничества с должности. На самом деле Поклонская перешла на новое место работы и стала советником генпрокурора РФ.
Топ-3 федеральных фейка июня
— После отказа России от Болонской системы дипломы российских вузов не будут признавать в других странах (более 28 млн просмотров)
— ВОЗ объявила оспу обезьян пандемией (21 млн просмотров)
— Первый заместитель руководителя администрации президента Сергей Кириенко опубликовал обращение в «Известиях», где заявил, что Россия потратит в Донбасс триллионы рублей, а россиянам «надо затянуть потуже пояса» (12 млн просмотров)
Лидер региональных фейков
Аналитики «Лапши» выявили 47 региональных фейков, подавляющее большинство из которых относится к вопросам политики. Второй по популярности была тема — социально-значимых происшествий, на третьем месте — тема здравоохранения и транспорта.
В июне самый популярный региональный фейк — новость о том, что студентам Новосибирского государственного педагогического университета предложили отправиться в «командировку» в Запорожскую и Херсонскую области Украины. СМИ узнали, что набора молодых специалистов для работы на Украине не было ни со стороны вуза, ни со стороны Минобразования Новосибирской области.
Самый популярный столичный фейк
В Москве история о пенсионерке, которая якобы не могла снять деньги на похороны мужа стала самой популярной, даже несмотря на свою абсурдность. В ложном сообщении говорилось, что банк ВТБ 24 отказал обналичить сбережения женщины из-за введенных ограничений. Была фотография бланка из банка ВТБ 24, которого по факту не существует с 2018 года. Организация была реорганизована и присоединена к банку ВТБ.
Поверили даже федеральные СМИ
Ураганом пронеслась новость о чувашском смерче. Только вот никакой стихии на самом деле не было. Однако, видео опубликовали даже крупные федеральные СМИ и телеканалы. На нем реальный ураган, только не в Чувашии, а в США.
Фейки и их концентрация в Сети
Самым излюбленным местом распространения фейков стала социальная сеть «ВКонтакте» и мессенджер Telegram. Ложная информация разносилась благодаря репостам записей пользователей из новостных и развлекательных групп и через спам-рассылки от ботов. Грешили и администраторы групп, перепечатывая публикации с выдуманной информацией и выдавая это как «уникальный контент».
В июне в чат-бот «Лапши» пользователи прислали на проверку более тысячи запросов, 63% сообщений оказались фейками. Из них 60% — о спецоперации на Украине.
Фото: freepik.