В общеобразовательных учреждениях района трудится 307 педагогических работников, из них 16 имеют звание «Почетный работник сферы образования РФ», 9 – «Почетный работник общего образования РФ», 2 – «Почетный работник воспитания и просвещения РФ», 2 – «Отличник народного просвещения РФ», 2 — «Заслуженный работник народного образования РА».
У учителя географии Хатукайской школы В.Ставского сразу два высоких регалия. В 2005 году он был удостоен звания «Почетный работник общего образования Российской Федерации», а год спустя – «Заслуженный работник народного образования Республики Адыгея».
Кабинет Владимира Сергеевича расположен на втором этаже школьного здания. Он просторный, светлый, а главное – сходу говорит о том, какой предмет здесь изучают. Большая карта на доске, стены украшены портретами и изречениями знаменитых географов и путешественников, на столе – стопки атласов для учащихся, а из-за дверного проема «подсобки» виднеются полки со всевозможными географическими схемами и картами, энциклопедиями и, конечно, неизменным атрибутом кабинета географа – глобусом. В этой обстановке и проходила наша с ним беседа.
— Владимир Сергеевич, и ваш сильный голос, и атмосфера вокруг вас не только располагают к себе, но и создают впечатление педагога, о котором впору писать, как о ярком примере для молодых специалистов. Должно быть, причина – опыт не одного десятка лет?
— Можно и так сказать (улыбается). Однако не только это. Начало моему становлению учителем было положено еще в шестидесятых. В то время я учился в Ульяновском государственном педагогическом институте. Знания там давали фундаментальные; профессора – умнейшие люди, настоящие педагоги. С ними не только лекции, но и практические занятия, в том числе, различные выезды и экспедиции (что важно и невероятно интересно для географов) были на высоком уровне. Потому и тяга к знаниям у нас, тогдашних студентов, соответствовала. А если к этому добавить мою, в частности, глубокую увлеченность географией, которая началась еще со школьной скамьи и сохранилась, кстати, до сих пор, то вы сразу поймете, насколько сильным было стремление стать учителем. А чем оно больше – тем ответственнее по отношению к профессии и строже к себе становишься.
И вот так, переняв от преподавателей навыки, подкрепив уверенность в собственном выборе их примером, я в 1973 году пришел работать сюда, в Хатукайскую школу. И, скажу честно, никогда и не думал променять ее на другое образовательное учреждение.
— Ваша верность выбранному пути действительно воодушевляет. Столь богатый опыт наверняка сформировал конкретное мнение касательно профессии «учитель». Каким, по-вашему, он должен быть?
— В первую очередь, необходимо владеть предметом, который преподаешь. Недопустимо, чтобы на заданный учеником вопрос, учитель не мог найти ответа, не заглядывая куда-то. Не менее важно уметь видеть в учениках личности с их интересами, страхами и целями, а потому и относиться к ним с должными добротой и уважением, которые обязательно будут иметь отдачу. Нельзя забывать, что вы работаете со всем классом, а не только с отдельными школьниками. Помимо этого, честность, трудолюбие, находчивость – это те характеристики, которыми, по моему мнению, должен обладать хороший учитель, и которые он обязан передать своим ученикам в процессе. Особенно это необходимо сейчас, когда у каждого ученика – свой гаджет, который сильно отвлекает.
Опираясь на собственный опыт, скажу, что сам я стараюсь делать общение с классами наиболее живым. Иной раз мы даже не открываем учебник, потому что лучший способ изучать географию – наглядно, с помощью карт и атласов, занимательных материалов (журналов, фильмов).
Представьте, откроем мы учебник, ребята посмотрят, прочитают, некоторые моменты не поймут и просто заучат. Что в этом хорошего? А вот урок, на котором учитель сам доступно рассказывает, применяет свои методы, даже игровую форму (как обычно делал я), понравится школьникам, давая им стимул к получению новых знаний. Проверено лично. Одним из ярких примеров в моей практике является выпускник Хатукайской школы 2020 года – Артем Кононенко. Я очень рад и горд, что он пошел по моим стопам, поступив в Кубанский госуниверситет на географический факультет.
Другими словами, учитель также должен уметь завлечь ребенка, показать, что его предмет определенно стоит внимания, полезен, и, как ни странно, научить его самостоятельно добывать знания из разных источников.
— Соответствуют ли современные учителя названным вами критериям, как считаете?
— Не берусь судить всех, но, к сожалению, есть в современных школах примеры учителей без соответствующих знаний и навыков, а также тех характеристик, о которых я говорил ранее. Урок у них проходит по такой схеме: пришли, сухо по теме рассказали, практически повторяя учебник, прочли главу в нем вместе с ребятами, поспрашивали опять же в соответствии с ним, дали домашнее задание и распустили класс. Вот и все. Никакого энтузиазма, никакой реальной работы и, тем более, вовлечения ребят в тему, предмет. Что такие учителя, что их ученики просто отсиживают урок в ожидании перерыва.
Но, конечно же, существует и множество примеров блестящих педагогов. Их на самом деле большинство, я думаю. Мы часто встречаем их имена в интернете или на страницах газет. Это те, кто целенаправленно выбрал сферу образования, кто не устает совершенствоваться, разрабатывает собственные методики (действенные, надо сказать), идет в ногу со временем, но при этом не отодвигает на второй план традиции преподавания. Они – настоящие современные учителя, у которых имеется вся возможная на сегодняшний день свобода.
— Что вы имеете в виду?
— Отсутствие жесткого и постоянного контроля над учителем. Оглядываясь назад, скажу, что в советское время ведение урока было строго регламентировано. Проще говоря, существовал шаблон. Обязательно – упор на Марксистко-Ленинскую теорию, проведение организационной части, опроса, соблюдение четкого формата урока и так далее.
Сейчас же что формат, что методика работы с детьми зависят от самого педагога, естественно, в разумных пределах. Главное для него – дать знания. И это большой плюс.
Однако, хочу отметить, что и сегодня некоторый контроль имеется, но в иной форме и более легкий. Последние годы вышестоящие инстанции смотрят на конечный результат, то есть на ЕГЭ, процесс же остается за кадром. Поэтому в старших классах уроки становятся больше похожими на целенаправленное натаскивание, чем на дающие всесторонние знания занятия. Ни шагу влево, ни шагу вправо – шаблон. Но это вопрос другого порядка. В общем, палка о двух концах.
— Значит, нужно комбинировать «новое» и «старое»?
— Именно. Сама система ЕГЭ неплоха, иначе бы ее не вводили. Просто нужно грамотно подходить к подготовке детей. В этом смысле, я считаю, нужно вернуть кое-что из советской системы. К примеру, прививание детям любви к чтению. Книги не только расширяют их словарный запас, но и помогают развивать память. И даже к уроку географии можно подвязать ту или иную книгу. Тот же Жюль Верн – я нередко детям советую почитать его произведения.
Из «нового» так сказать, замечательна практика ведения элективов, внеурочных занятий. Большим плюсом идет и использование передовых технологий. Однако они подходят не каждому предмету – это важно учитывать. Как и то, что живое общение, повторюсь, все-таки должно превалировать. Говоря о географии, отмечу, что на уроке достаточно использовать интерактивную доску, чтобы показывать научные фильмы.
Конечно, дальнейшая проработка всех минусов зависит только от министерства образования. Учителя же, в свою очередь, должны быть более инициативными и гибкими, особенно в сельских школах, к которым иногда относятся предвзято. А зря.
Как только система наладится окончательно, тогда-то не придется сравнивать, говоря «раньше было лучше».