Эту цитату из кинофильма «Офицеры» упомянул в разговоре наш земляк, герой сегодняшнего материала. Я застала его буквально «на чемоданах». Хотя, как признался сам мужчина, в режиме готовности он находится уже который месяц. Боевой готовности.
И неспроста – ранним утром следующего после нашей встречи дня он отправился в Майкоп, который для него уже во второй раз стал промежуточным пунктом между родным домом и зоной СВО. По понятным причинам имени и фамилии его вы, уважаемый читатель, здесь не увидите. Вместо этого обозначим героя одним словом – «атаман», по роду его деятельности на «гражданке».
Пограничник. Два года у рубежей Родины
В свое время атаман окончил школу сержантского состава, получил звание младшего сержанта, был командиром отделения. Мужчину, как и многих парней его возраста, призвали в армию Советского Союза. Присяга и двухлетний период службы уже тогда были для него делом чести, тем, через что должен пройти каждый уважающий себя мужчина.
По распределению он был направлен на Кольский полуостров. Здесь, в Заполярье, погодные условия уникальны. Холодная зима с длинными ночами и глубокими сугробами – идеальная обстановка для проверки на прочность. Соседство с лесами, полными живностью, которую случалось наблюдать издалека, и близость к другой стороне границы – Финляндии, тоже создавали особенную атмосферу.
Сейчас о том времени атаман вспоминает с гордостью и легкой улыбкой. Как и у любого, кто проходил службу в армии, у него тоже обязательно найдется пара-тройка занимательных историй. Правда, вдаваться в какие-то подробности при беседе он не стал. Отметил лишь, что служба пусть и была непростой, но привыкнуть к сложившемуся там распорядку у него и его товарищей особого труда не составило.
— Какие-то моменты были напряженными, все-таки мы на границе. Охрана КПП, выход в дозор, отработка действий с подставными нарушителями, да любая задача, которую ставили перед нами командиры, была по-своему значима и ответственна. Расслабляться времени точно не было, – рассказывает мужчина. – Даже сам путь до поста – и тот был в определенной степени испытанием. Зимой передвигались на лыжах, в особых ситуациях – на спецтехнике. Летом в этом плане намного проще. Благо и связь налажена была хорошо; и техникой, и всем необходимым мы были обеспечены. Работали слажено, быстро и четко. Как видите, сейчас я жив-здоров. Вообще я считаю – куда Родина призовет, туда мы и должны пойти.
И Родина вновь призвала…
Боевое крещение
До спецоперации атаман не принимал участия в каких-либо боевых действиях. Мирная, как и у многих, жизнь в теплом доме и окружении любящей семьи сменилась у него на окопы и сухпайки. Мужчина сделал такой выбор осознанно еще на начальных стадиях СВО. Сделал, потому что поддерживает Главу государства, потому что не может позволить преступной нацистской идеологии, русофобии и окровавленным рукам убийц, посягнувших на жизни женщин, детей и стариков, добраться до Родины. Поэтому и записался в ряды добровольцев, на два месяца отправившись в зону проведения спецоперации. Попал в отделение артиллерийской разведки минометной батареи.
— Там вам не курорт. Нужна внимательность, постоянная и полная готовность, – со всей серьезностью заявляет атаман. – Там значение слова «жизнь» становится еще глубже. Там в мужчинах раскрываются смелость, героизм, отвага.
Те два месяца, что он провел среди товарищей по оружию, не сравнить ни с чем. И пусть даже день рождения ему пришлось встречать в условиях, далеких от праздничных, он знал, что дома, на Родине его любят и ждут. Об этом говорили весточки, хоть и крайне редкие, но разговоры по телефону с родными, посылки, отправленные с заботой. Согрело душу, проняло «прямо до слез» и теплое письмо с рисунком от юного Даниила из Краснодарского края, адресованное солдату и попавшее в руки атаману. Такие милые сообщения от школьников – далеко не редкость сейчас. Но каждое из них наполнено частичкой надежды и веры, каждое – по-особенному дорого. И казак бережно хранит одно из них.
— Когда все это закончится, когда успокоится, я хотел бы связаться с маленьким автором этого письма и лично сказать ему спасибо, – отметил мужчина, тепло взглянув на сверток в форме треугольника.
— Мы всей семьей благодарны и Даниилу, и другим ребяткам, что отправляют такие вот весточки парням на передовой, – сказала жена атамана, крепко обняв его за плечи. – Для них эта поддержка неоценима. Как и та, которую они чувствуют от своих родных.
Пока глава семьи добровольцем участвовал в СВО, супруга и дети каждый день молились за его здоровье. Гордость и беспокойство – такие чувства, по словам хозяйки дома, они испытывали.
— Патриот нашей семьи и страны, защитник – вот, кто он, – продолжила она. – Да, сердце и душа были не на месте, когда несколько недель не было связи с ним. Но, как только удавалось услышать голос, а еще лучше увидеть на экране его лицо, это вызывало такой трепет. Вот он, наш родной. Если не он, если не все они, то кто? Именно поэтому каждый, кто находится там, должен чувствовать, что здесь у него есть надежный тыл. То время, что мой супруг находился в зоне СВО, мы поддерживали его всем, чем могли. И он вернулся целым и невредимым.
Вернулся атаман так же тихо, как и уезжал. Подлечился, отдохнул, встретил родных, в том числе и внучку, которой было всего недели три на момент его отправки на СВО.
И вот снова с сумкой в руках он стоит и ждет машину, что довезет до Майкопа, а оттуда – к ребятам, среди которых где-то там и его племянник. На этот раз герой стал контрактником сроком на один год. Свой 45-летний юбилей он встретит в окопах.
Те, кто познаются в беде
Без поддержки нельзя, а она отлично демонстрируется и во время сражений. Боевой товарищ – это не человек какой-то конкретной народности, вероисповедания или взглядов на жизнь. Это тот, кто в любую минуту подставит плечо, прикроет, спасет, вне зависимости от различий. В этом лично убедился и атаман, сидя за одним столом с такими разными однополчанами.
— В этом тоже служба Родине – ты узнаешь людей, что проходят с тобой через разные трудности, – поясняет мужчина. – Каждый делает свое дело, но все мы заодно. Кому-то может быть тяжело, кому-то – полегче. Но битва – есть битва. Рядом надежный товарищ, и ты идешь вперед, зная это.
Что во время срочной службы, что в сегодняшней реальности атаман обрел боевых братьев, с которыми, как говорится, хоть в огонь, хоть в воду. И это тоже ценно.
О долге мужчины
Делясь своей историей, атаман не единожды утверждал: служить Родине – долг мужчины!
— Мужчина должен идти в армию, когда приходит время призыва, это даже не обсуждается, – говорит он. – Срочная служба обязательна для парней, конечно, если им здоровье позволяет. Я понимаю, у кого-то в этом плане есть проблемы. Но ведь бывают самые разные хитрецы, вот им должно быть стыдно. Ведут себя как девочки, не в обиду последним. Логична и отсрочка, скажем, по причине учебы, это тоже можно понять. Но после нее – в армию. И если срочная служба обязательна, то по контракту – это уже выбор каждого. Хочет малец продолжить служить Родине – молодец, так держать! Никто не запрещает, но никто и не заставляет. Я считаю, что человек должен прийти к этому сам. А подвигнуть его к такому шагу может отчасти воспитание. Вот я, например, часто говорю и своему сыну, который тоже в казачьем обществе, и другим юным казакам, его друзьям на наших встречах, проходящих регулярно: мужчина – это защитник: семьи, малой Родины, Отчизны. Нам нужны настоящие патриоты, и их нужно растить с малых лет. Ведь патриот – это кто? Это тот, кто в любой момент может выдержать все трудности вместе со своей страной, со своим народом, и встать на ее защиту, когда она позовет. Жаль, что истинными патриотами являются не все. Но я думаю, в наших силах исправить ситуацию в будущем. Главное – делать это вместе, сообща.