Учить по единым учебникам учащихся 10-х и 11-х классов начнут уже с 1 сентября. Коснется это, в том числе, и новых территорий – Донбасса, Запорожской и Херсонской областей.
Как уточняют в «Российской газете», учебники будут в четырех томах: «История России» и «Всеобщая история» (отдельные для 10 и 11 классов).
Отметим, что первый из них охватит события от победы в Великой Отечественной войне до наших дней. По словам помощника президента, председателя Российского военно-исторического общества Владимира Мединского, под руководством которого и велась работа над учебником, новые книги содержат полностью переписанные разделы о 1970-х, 1980-х, 1990-х и 2000-х годах. Кроме того, они будут включать и раздел с 2014-го по сегодняшний день, посвященный спецоперации России на Украине, в котором четко указана цель СВО – «защита Донбасса и упредительное обеспечение безопасности России».
По информации газеты «ВЗГЛЯД», в новых учебниках были существенно расширены разделы об Азии, Африке и Латинской Америке. Информативнее стали и блоки о роли России в глобальных мировых событиях, обновлен раздел о Второй мировой войне, подчеркнута роль Великой Отечественной в ее общем исходе.
Стоит отметить, что новые учебники, в частности по всеобщей истории, вызвали у Запада достаточно гневную реакцию и критику со стороны зарубежных СМИ.
Комментируя данную тему в интервью газете «ВЗГЛЯД», соавтор учебников по всеобщей истории, научный руководитель Института всеобщей истории РАН, академик Александр Чубарьян отметил:
— Я увидел этот учебник в первый раз на презентации в понедельник. Как западные журналисты могли прочитать этот учебник, как он к ним попал? Но эта реакция вписывается в общую концепцию отношения к России. Что бы у нас ни написали – это сразу обречено на критическое отношение. Это не связано с содержательной стороной, которую, я уверен, на Западе не очень хорошо читали.
Что касается нового учебника «История России», то, по словам академика, его отличие от старых в том, что он государственный, одобренный министерством образования, не содержит мнения конкретных авторов и при этом является выверенным.
— Я предполагаю, что западные журналисты посмотрели учебник «История России», где наша история описывается для детей в позитивном плане. Это нормально, потому что эти учебники рассчитаны не для Запада, а для нашего молодого поколения, – добавил Александр Чубарьян.
Отдельно высказался историк и о разделе, рассказывающем о нынешней обстановке в мире и касающемся темы СВО. Он обратил внимание на то, что в учебнике «Всемирная история» показан международный контекст, подробно излагается информация том, что предшествовало нынешним событиям. А именно о тех предложениях по безопасности с нашей стороны, которые были отклонены США и Европой; о том, что Россия рассчитывала на Минские соглашения и о других моментах.
— Мы привели цитаты Франсуа Олланда (бывший президент Франции) и Ангелы Меркель (бывший канцлер ФРГ), которые прямо сказали, что Украина не собиралась выполнять условия соглашений, — рассказывает академик.
Своим мнением касательно нового единого учебника поделилась учитель истории Красногвардейской гимназии, руководитель районного МО учителей истории и обществознания Светлана Геннадьевна Зубрилина:
— Еще в прошлом году, выступая перед финалистами конкурса «Учитель года», Президент России Владимир Путин отметил, что нам нужен единый стандарт, который заменит собой составленные в разных ключах учебники. «Мы не можем в одних учебниках писать про Сталинградскую битву в одном ключе, а в других – по другому», – сказал он тогда. С этим трудно не согласиться. Напомню, что до сегодняшнего дня существовало 16 линеек учебников истории. Такое разнообразие вызывало большие затруднения, колоссальные путаницы и неудобства, а также бюджетные траты. Так что вопрос о единых учебниках по всеобщей и российской истории назревал довольно давно. И вот они, с первого сентября попадут в руки учащихся 10-х и 11-х классов, а со следующего года – 5-9-х. Среди преимуществ могу назвать, например:
— экономию средств Министерства (поскольку новый учебник дешевле изданных ранее);
— синхронизированное изложение всеобщей и отечественной истории (во главу поставлена наша страна);
— соответствие новому ФГОС и ФООП;
— наличие широкого воспитательного компонента (больше страниц о конкретных людях, событиях много персоналий, меньше цифр, статистики, дат) и большего количества иллюстраций (что бесспорно заставит учащихся обратить внимание на прочитываемое);
— наличие отсылок к цифровым ресурсам, то есть QR-кодов и ссылок, ведущих не только на ресурсы библиотек, архивов, но и на конкретные художественные и документальные фильмы, произведения искусства. Для учителя это расширение возможностей привлекать дополнительные материалы при изучении отдельных тем.
И это еще не все, что касается нового учебника только по истории России. О преимуществах же такового по всеобщей на презентации учебника подробно рассказывал академик Александр Оганович Чубарьян. Пожалуй, повторять его слова я сейчас не буду. В целом, думаю, что благодаря новому единому стандарту, мы можем ожидать повышения интереса школьников к страницам истории.
Фото: Сергей Михеев/РГ.