Сегодня отмечается День учителя. К этой дате корреспонденты нашей газеты по традиции подготовили материалы о представителях этой значимой для всего общества профессии. И начнем сегодняшний день мы с самого опытного работающего педагога района со стажем в сфере образования в 52 года!
Кандидат
Раздавшийся звонок возвестил об окончании очередного урока. Пока я шла по коридорам Хатукайской школы, встречающиеся по пути ребята то и дело здоровались. Сразу становилось приятно, значит, правильно воспитанные. И в этом, естественно, немалая заслуга учителей. Собственно, к одному из них я и направлялась, чтобы побеседовать во время так называемого «окна» в расписании.
Валентина Ивановна Киселева, учитель математики, как раз отпускала пятиклассников, попутно собирая тетради, учебники и кое-какие методические материалы. Поприветствовав друг друга, мы прошли в учительскую, в которой нас любезно оставили наедине.
Первый вопрос в образовавшейся тишине, что удивительно, прозвучал не от меня.
— А никаких проблем не возникнет от того, что вы именно обо мне писать будете? – с некоторым сомнением поинтересовалась Валентина Ивановна. – Почему меня-то выбрали?
— Как же? – вопросительно посмотрела не педагога я. – В нашем районе Вы – самый опытный учитель. Стаж в 52 года! Еще бы о Вас не написать.
— Да, стаж большой, – согласилась педагог. – И ведь весь он в школе, никуда из образования я и не уходила.
С этого и началась наша с Валентиной Ивановной беседа, по которой сразу стало ясно – человек опытный, свое дело знает и любит.
Сказать по правде, весь наш разговор получился похожим не некую инструкцию для молодых учителей. Умело сопоставляя собственные жизненный и профессиональный опыты, а также представление об этой далеко не простой профессии, Валентина Ивановна четко отвечала на интересующие меня вопросы (а я некоторые даже задавать не успевала, беседа лилась в нужном направлении и без моего особо активного участия). И вот, что мы имеем по итогу.
В родные пенаты, или Где родился, там и пригодился
Стены Хатукайской школы №2 не один десяток лет являются для героини этого материала вторым домом. В свое время она сама училась здесь. И как бы банально это ни звучало, но именно на школьной скамье к Валентине Ивановне пришло судьбоносное осознание: ее призвание – учитель.
— Кто-то послужил примером? – спросила я.
— Сложно сказать, – задумчиво ответила педагог. – В то время нашему классу преподавали замечательные математики и физики, учителя от Бога. Имя одного из них наверняка знают многие – Аслан Хаджимусович Чичев. Сегодня его с нами нет, но вклад его никуда не делся. Но все же, выделить кого-то одного, как пример, нелегко… А так, не знаю, просто однажды я почувствовала, что вот это мое и все.
На дворе тогда стоял 1966 год. С твердой уверенностью постигать азы педагогики Валентина Ивановна поступила в тогда еще Адыгейский государственный педагогический институт на физико-математический факультет. Окончив его, она по распределению уехала в далекий Алтайский край, где год проработала преподавателем сразу трех предметов – математики, физики и химии.
— Работала я в маленьком населенном пункте, учителей там не хватало, вот и пришлось взять на себя сразу три предмета, – вспоминает Валентина Ивановна. – Было непросто, но как педагог, я должна была справиться с этой задачей.
Учебный год пролетел быстро, и молодая учительница решила вернуться домой. Родной аул Хатукай будто звал к себе, и она не могла противиться этому чувству.
— Если честно, я не могу представить себя где-то в другом месте. Да, пять лет в Майкопе и год на Алтае действительно были за пределами аула, но на этом все. Я как будто прикована к нему. Здесь, и нигде больше.
По возвращении Валентина Ивановна без раздумий отправилась в такую знакомую и дорогую сердцу школу. Директором на тот момент был Юрий Касимович Шхачемуков, который с распростертыми объятиями встретил и принял на работу нового учителя.
— Каждый день я ощущала себя на своем месте. Да, бывали моменты, когда меня отговаривали, но это не работало. Учитель – мое призвание. И знаете, я считаю, что если человек работает по призванию, если у него к этой профессии душа лежит, то будет получаться. Да, возможны срывы, проблемы, но это работа, – делится Валентина Ивановна.
В 1981 году она вступила и в должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе, которую занимала в течение долгих 36 лет. За это время застала за работой Алика Ереджибовича Тхитлянова, с которым наладила замечательные рабочие отношения, выпустила не один класс (на фото — выпуск 2002 года), подготовила несколько достойных учителей Года района, скопила невероятный багаж знаний и опыта – и все это без единой мысли попробовать себя в чем-то другом. Верность профессии – как она есть.
А учитель должен быть…
— Настоящим учителем, как ни странно, – твердо сказала Валентина Ивановна. – Вот если вы чувствуете, будто будете занимать чужое место, сомневаетесь, то ли это дело, за которое действительно хочется взяться, то поберегите себя от этой профессии. Дело в том, что учитель должен проникнуться душой и телом к работе, и тогда он станет настоящим.
В пример Валентина Ивановна приводит тех самых математиков и физиков, что когда-то преподавали ей. Сейчас она четко может сказать, кто же такой учитель от Бога. Это когда ты живешь этой профессией, думаешь о ней постоянно, не отталкиваешь детей от себя, интересуешься ими.
— Меня как-то прозвали учителем от Бога ребята, – с теплотой вспоминает Валентина Ивановна. – Приятно, когда твой труд ценят, но вдвойне приятно, когда твои подходы и методы действительно работают, а знания, что ты даешь, впитывают. Не хочу расхваливать себя, но никогда мои ученики не жаловались, что математика их подвела. Наоборот, благодарили. Вот, например, один из них, когда учился в военном училище, однажды сказал, что был чуть ли не единственным, кто сдал математику на курсе, многие отправились на пересдачу. Другой пример – девочка, поступившая в вуз. Ее часто спрашивали, в какой школе она училась, на что та отвечала: «в Хатукайской». И многие удивлялись, что уровень знаний в простой сельской школе достойный. Вообще, всех, кто поступал, и кому нужна была при этом математика, эта точная наука не подводила.
— Наверняка есть и другие нюансы в работе учителя, кроме любви к предмету и профессии, в целом? – с интересом спросила я. – Все-таки за то время, что вы посвятили себя педагогике, должно было сложиться четкое понимание всех тонкостей.
— Конечно, – ответила учитель. – Их достаточно, и каждая важна. Я поделюсь некоторыми:
Учитесь. Работать учителем и не учиться при этом самому нельзя. Надо узнавать новое, идти в ногу со временем. Я вот сейчас изучаю компьютер. Это трудно, но я стараюсь, помогает внук-десятиклассник. Кроме того, каждые три года прохожу курсы повышения квалификации. Не имеет значения, сколько лет ты работаешь, все равно можешь получить новые знания, даже в своем предмете. Мы, учителя, должны расти и развиваться.
Правильно ставьте себя. Это особенно важно делать в самом начале. От того, каким человеком вы престанете перед учениками, зависит их отношение к вам. Конечно, всем понравиться не получится, но возможные конфликты можно ликвидировать, если знать, как наладить контакт (на фото Валентина Ивановна проводит внеклассное время с учениками). Также важно понимать, что бывают ученики, которые захотят устроить проверку, например, для молодого учителя. Начнут задавать вопросы. И, если вы вдруг не знаете на него ответ, не бойтесь в этом признаться детям. Просто скажите, что обязательно найдете его и поделитесь им завтра. Тогда-то дети поймут, что к ним пришел учитель, и он не занял чье-то место.
Будьте доброжелательны, уважительны и открыты. И не только к ученикам, но и к их родителям, поскольку они играют важную роль в воспитании своих детей. От них во многом зависит отношение школьников к вам и образовательному процессу. Ребята же, видя, что вы настроены к ним позитивно, захотят получать знания именно от вас, а не от интернета.
Дисциплина и еще раз дисциплина. Я всегда говорила и говорю, построение хорошего урока связано также и с дисциплиной. Без нее нет знаний. Важно сделать так, чтобы дети вас слушали. При этом можно быть в меру строгим, тогда они поймут, что нужно учить, делать домашние задания.
…Знаете, пока я раскрывала эти моменты для вас, в голове промелькнула мысль, что в нашей школе хорошая учительская база. Все добросовестные, честные, трудящиеся, полностью отдающие себя детям. Отсюда, наверное, и результаты. Пожалуй, наш коллектив и можно назвать примерными учителями.
Дарья Лютова.