-Как же страшно, когда погибают дети! Как больно видеть их могилы, на которых лежат когда-то любимые ими игрушки. Будучи в Донецке мы с сослуживцами побывали на «Аллее Ангелов», возложили цветы к памятнику детям Донбасса, почтили погибших ангелочков минутой молчания. Там очень много могил, при виде которых сердце кровью обливается. Видя все это там, в очередной раз убеждаешься, что они нуждаются в нашей защите, что мы не просто выполняем свой долг, мы защищаем и наших детей от фашизма, ненависти и войны, — говорит житель района, участник специальной военной операции с позывным «Ромаха 18».
У него самого подрастают две дочурки, за будущее которых он в ответе. Поэтому, когда 21 сентября 2022 года указом президента Российской Федерации была объявлена частичная мобилизация в стране, мужчина морально уже был готов к тому, что его могут мобилизовать. Тем более за плечами имелся опыт службы по контракту в Южной Осетии, необходимые военные навыки и уверенность в себе. Повестку «Ромахе» вручили на следующий день, 22 сентября.
— Родители, жена и дети были, конечно, в шоке. Все очень переживали. Я отнесся к этому более спокойно, раз сказали надо, то значит надо. Это мой долг, и не в моих правилах думать об этом по-другому, — говорит мужчина.
На сборы ушло немного времени, и вот уже, попрощавшись с семьей, он прибыл на полигон.
— Подготовка на полигоне длилась четыре месяца. Пришлось кое-что вспоминать, кое-какие навыки нарабатывать, чему-то новому учиться. Мы понимали, что от того, как мы сейчас подготовимся, будет зависеть многое, в том числе и наша жизнь, — рассказывает мужчина.
По прибытию в зону СВО начались армейские будни. В первую очередь были построены, укреплены и замаскированы блиндажи, налажен суровый мужской быт. О службе, по понятным причинам, «Ромаха» не распространяется. Сказал, что служит водителем, подвозит боеприпасы.
— А что рассказывать? Делаем свою работу, честно выполняем долг. Мы же андрухаевцы (наш герой служит в артиллерийском дивизионе имени Героя Советского Союза Хусена Андрухаева). Он погиб в 1941 году, освобождая Украину от немецко-фашистских захватчиков. В неравном бою, прикрывая отход товарищей и понимая, что шансов на спасение практически нет, в ответ на предложение немцев сдаться, он крикнул: «Русские не сдаются!», хотя сам был по национальности адыг. Когда закончились патроны, Х.Андрухаев подорвал себя и окруживших его врагов связкой гранат.
Конечно, символично было побывать на месте гибели этого Героя, памятник которому находится в селе Дьяково Луганской области. Наше командование организовало поездку, в которую отправились ребята разных национальностей. У нас в дивизионе служат русские, адыги, армяне, грузины, представители других наций, есть и украинцы.
Как и в годы Великой Отечественной войны, мы все вместе делаем одно дело, защищаем тех, кто нуждается в помощи, тех, с кем испокон веков жили в мире и согласии. Тем более сейчас они граждане России, — говорит «Ромаха 18».
У него не укладывается в голове, как так можно относиться к своим же землякам, убивать детей, стариков, женщин? Как можно ненавидеть тех, с кем долгие годы жил рядом?
— Когда местные жители рассказывали о том, как в 2014-2016 годах над ними летали вертолеты на максимально низкой высоте, и сидящие там люди (хотя было бы правильнее назвать их «нелюди»), высматривали подворья, где установлен российский флаг и обстреливали их, убивая всех, кто в тот момент находился во дворе, в это трудно было поверить. Стреляли в совершенно незнакомых людей, просто за то, что там был наш флаг. Это ужасно, это необъяснимо и это очень больно, — говорит наш земляк.
Жителю небольшой мирной республики, где дружно живут более 100 национальностей, этого действительно не понять. Он гордится своей малой родиной, гордится людьми, населяющими ее, гордится тем, что в радости и горе здесь все готовы поддержать друг друга.
— Находясь на СВО, я спокоен за своих родных, потому что знаю, что они не одни. Братья, родственники, друзья, соседи – придут по первому зову. Местная и районная администрации тоже интересуются проблемами, но мы пока сами справляемся, пусть помогают тем, кто больше в этом нуждается, — рассказывает «Ромаха 18». – Хочу отметить, что все выплаты, гарантии и положенные льготы, в том числе и для детей, все это есть. Например, мои дочки в этом году впервые побывали в детском лагере на Черном море, в школе питаются бесплатно. Я недавно получил удостоверение ветерана боевых действий. Но это ведь не главное, важно то, что сейчас мы нужны там. И еще очень важно, что семья это понимает и поддерживает.
Родные, конечно, волнуются за своего защитника, верят в него и очень радуются, когда удается получить весточку или обнять во время непродолжительного отпуска, в котором он недавно побывал.
— Полгода я не был дома, и вот второй раз за время службы меня отпустили на две недели, — говорит мужчина. — Дочки не отходят ни на шаг, обнимают, постоянно что-то рассказывают. А я смотрю на них и думаю, что никогда не позволю им испытать то, что переживают сейчас дети Донбасса.