Село Белое. Новый Дом культуры манит к себе огнями. Но участников различных студий и кружков художественной самодеятельности в этот вечер мы не встретили, они выехали в районный центр на отчётный концерт. Однако в фойе ДК люди были, они пришли на занятия своего особого кружка, которые идут без перерывов на выходные и праздники.
В шесть вечера я застала здесь юношескую смену. Кристина Алексеенко, Ксения Алексеенко, Анастасия Савченко – старшеклассницы местной школы вплетали в основу ленточку за ленточкой. По уверенным, уже отработанным движениям чувствовалось, что они выполняют эту операцию далеко не впервые.
Так и есть. И девочки, и советник директора школы Татьяна Александровна Минакова подтвердили мои предположения: в этом или другом составе учащиеся, активисты Движения Первых спешат сюда каждый день.
Здесь же я застала Аллу Ананьевну Калинину, в прошлом директора Белосельской школы, ныне она трудится в администрации сельского поселения. Без её организаторских навыков здесь не обходится.
Постепенно в фойе набиралось всё больше народу. После рабочего дня, управившись быстренько — кто на кухне, кто по хозяйству — женщины заступали на очередную смену. Каждая знает свой участок работы.
— Сначала мы вместе с детьми начали плести сети у себя дома, — рассказала Светлана Бойко. – Но коридор узкий, не развернёшься, помощников не разместишь. Поэтому получалось медленно. Дело сдвинулось, когда нам предоставили просторное помещение в Доме культуры. Мы перевезли сюда свой стенд для плетения, наш односельчанин Николай Бердников сделал ещё один — и сейчас за день-два, а вернее, за вечер-два большая сеть готова. Сегодня вот завершаем 24-ю по счёту.
О семье Бойко наша газета уже рассказывала в материале на целую полосу. С тех пор они только приумножили свои усилия. Вместе с другими активистами красногвардейской группы «Zа наших!» выезжали со своей продукцией на День города в Майкоп и на такой же праздник в райцентр, чтобы заработать дополнительные средства для посылок на передовую, на материал для сетей и т.д. Не останавливается их домашний конвейер, почти каждый день появляется в группе сообщение: готово столько-то пакетов с супом, столько-то мясных консервов, связано столько-то тёплых носков и шапок для бойцов…
— А где Стас сегодня? – прерывают наш разговор плетуньи.
— Узнал, что приедут из редакции газеты, и не пошёл, сказал: не буду фотографироваться, я не для этого помогаю. Стас – это сын, учится в техникуме, всегда с нами, а сегодня не пошёл, — пояснила Светлана.
— Ой как жалко! Со Стасом хорошо, удобно, он высокий, самый верх всегда его был, — повздыхали некоторые женщины, подтягивая табуреточки и вставая на них. А некоторые, наоборот, присели на эти подставочки, чтобы доплетать самую нижнюю полосу.
Елена Борисовна Киселёва из детского сада «Солнышко»:
— Я так ждала, когда же у нас в Белом организуют такое дело: Ну, когда? Когда? Прочитала объявление и бегом в ДК, в самый же первый вечер. Пришла вот сюда, в фойе – никого нет. Я сразу так расстроилась! А потом услышала голоса; оказывается, станки не здесь установили, а в зрительном зале. Вот тогда сердце моё успокоилось. Потом уже мы переехали в фойе.
Самая представительная «делегация» здесь — социальные работницы местного отделения: Ирина Алексеевна Фоменко, Лиля Асафовна Дидимова, Оксана Сергеевна Шитикова, Оксана Владимировна Горшкова… Не зря же говорят, что в этой сфере могут трудиться только те, у кого отзывчивые сердца.
Кто-то живёт поближе, кто-то подальше. Но расстояние их не останавливает: у входа в ДК я приметила фирменный транспорт соцработников – несколько велосипедов.
Каждая из них опекает по 10-11 человек, успевает за день выполнить просьбы и пожелания своих пожилых подшефных, а вечером – сюда, как на работу. Скажу больше, они и опекаемых «заражают» своим стремлением помочь фронту. К примеру, сегодня смогла прийти (и уже не в первый раз) Светлана Валентиновна Гаврияш.
— Это наша самая возрастная плетунья, — уважительно представляют её соцработницы.
Наталья Алексеевна Галкина тоже на пенсии:
— Руки болят, но, когда плету, стараюсь забыть об этом. Сейчас надо думать о тех, кому действительно трудно и больно там, на передовой или в госпиталях…
В разговорах не прозвучало, что конкретно у этих жительниц села родные и близкие сейчас находятся в зоне специальной военной операции. Для них это не суть важно.
— Они все наши! – в голос утверждали эти славные женщины. – Так и напишите: мы плетём, а в каждой ленточке наша молитва – чтобы все вернулись домой, мы ждём, мы стараемся их уберечь.
— Так приятно на душе, когда смотрим телесюжеты, в которых показывают, что маскировочные сети укрыли, спасли наших раненых. Видим, что и техника вся замаскирована. Так что делаем очень нужное дело.
Отмечу ещё, что многие женщины приходили в ДК с объёмными сумками – сами перебрали дома вещи, подготовили продукты или соседи, знакомые попросили передать для госпиталя или в посылки бойцам. Когда будет готова очередная партия сетей, всё это отправится в райцентр, в группу «Zа наших!»
Здесь же делятся наболевшим, сокровенным. Идёт обмен мнениями.
— Когда началась спецоперация, мне позвонила родственница, которая живёт на Украине: что вы там медлите, поднимайте жинок, матерей, выходите на улицы, не отпускайте своих мужчин на фронт! Ваша Россия – агрессор!
Я её спросила: А ты корни нашей семьи забыла? Что было, когда фашисты оккупировали Украину во время Великой Отечественной войны? Ты своим детям рассказывала, как нашей бабушке на шею накинули колючую проволоку и с малыми детьми утопили в проруби, узнав, что дедушка в Красной Армии? Значит, плохо своих детей воспитывали, раз снова немецкие танки допустили на свою землю…
— А мне стихотворение понравилось, которое в группе нашей разместили. Вот оно:
Спросила я у сына: что будет в Новый год?
Как мы его отметим? Кто в гости к нам придёт?
Он строго посмотрел так, сказав мне: ты о чём?
Ребята наши гибнут, а нам всё нипочём?..
Мы будем пить шампанское, салютами стрелять.
А там мороз и холод, и пули просвистят.
Мы будем деньги тратить на мишуру и блеск,
А там есть сигареты? Медикаменты есть?
…Ведь это всё проверка для каждого из нас
Какие мы окажемся в суровый этот час?
…Кто-то продолжает по вечерам смотреть мыльные сериалы, кто-то не может оторваться от сытной еды в то время, когда на телеэкране искалеченные дети Донбасса или раненые бойцы в госпитале. Некоторые отрешённо смотрят и отворачиваются, когда их приглашают присоединиться к помощи сегодняшнему фронту.
Когда материал готовился к печати, сообщили, что в Белом готова уже 26-я сеточка 3х6…
Роза Васильева. Фото автора.