О том, где на сегодняшний день россияне проводят черту между «хорошо» и «плохо», и часто ли они сталкиваются с проявлением хамства, рассказало социологическое агентство «Вебер».
Как отметила его руководитель, начальник управления социологии АНО «Диалог» Елена Удалова, представление о нормах поведения у каждого разное и, в основном, зависит от среды, в которой находится человек и других факторов.
— В этом исследовании мы хотели узнать, какие нормы разделяют россияне, какое поведение считается допустимым, а какое, наоборот, неприемлемым. Приятно осознавать, что грубое отношение, или попросту хамство, не является частью нашего менталитета – так считают 66% в России. А вот желание заступиться, помочь, позаботиться, примирить нарастающий конфликт как раз заложено в нормах социальной жизни, что и отразилось в ответах респондентов. Вместе с тем, каждый второй (45%) уверен, что на хамство не нужно отвечать хамством, – сказала она.
Согласно данным, которыми поделилось агентство, 89% россиян сталкиваются с хамством. По мнению большинства респондентов, хамством считаются:
— неуважение, безразличие и высокомерие по отношению к людям;
— применение оскорблений и унижений с переходом на личности;
— вызывающее, грубое и провокационное поведение.
При этом частота «встречи» с хамством у опрошенных разнится. Так, ежедневно с ним сталкиваются 15% респондентов, несколько раз в неделю – 21%, несколько раз в месяц – 25%, несколько раз в год – 29%. А вот 4% утверждают, что не сталкиваются с ним вообще.
Соглашаясь или нет с предоставленными суждениями, участники опроса отметили, что хамство – это игнорирование человеком замечаний окружающих, которым он доставляет неудобства (83%), неуместные комментарии, комплименты и навязчивое внимание в адрес других людей (63%), а также прослушивание музыки, просмотр видео и видеозвонки в общественных местах без наушников (59%). Однако же публичное проявление чувств в общественных местах (к примеру, поцелуи) большая часть опрошенных (72%) не относит к хамству.
Но как же опрошенные реагируют, когда сталкиваются с грубостью в свой адрес? «Вебер» разузнал и об этом.
Так, 48% сказали, что игнорируют ее, но, когда хамство проявляется при респондентах в адрес другого человека, они пытаются или защитить (45%), или снизить градус конфликта (41%).
Что касается мест, в которых происходит встреча с хамством, то опрошенные выделили следующие:
— автомобильные дороги – 60%;
— Интернет – 60%;
— Общественный транспорт – 48%;
— Поликлиники и медучреждения – 48%;
— Магазины – 43%;
— Улица – 28%;
— Рынки – 22%.