Дисциплинарная ответственность за совершение коррупционных правонарушений
Действующим законодательством предусмотрен особый порядок привлечения к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционного правонарушения.
Дисциплинарные взыскания налагаются на гражданского служащего в соответствии с порядком, установленным статьей 59.3 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закона о государственной гражданской службе) и применяются по итогам проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
За несоблюдение государственным гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных законодательством о противодействии коррупции, в отношении него могут быть применены дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора либо предупреждения о неполном должностном соответствии.
Кроме того, частью 1 статьи 59.2 Закона о государственной гражданской службе предусмотрен особый вид дисциплинарной ответственности – увольнение в связи с утратой доверия.
Законодательством предусмотрен также особый срок для привлечения виновных государственных служащих к ответственности.
В силу статьи 59.3 Закона о государственной гражданской службе взыскания, предусмотренные за коррупционные правонарушения, применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов.
За совершение коррупционного правонарушения гражданского служащего можно привлечь к дисциплинарной ответственности не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении правонарушения. Периоды его временной нетрудоспособности, пребывания в отпуске, иного уважительного отсутствия в данный срок не входят.
При этом привлекать к такой ответственности можно не позднее трех лет со дня совершения правонарушения.
В указанные сроки не включается период производства по уголовному делу (часть 3 статьи 59.3 Закона о государственной гражданской службе, часть 4 статьи 193 Трудового Кодекса Российской Федерации).
Новая схема мошенничества с целью получения доступа к порталу Госусуг
Телефонные мошенники придумывают все новые способы обмана для получения персональных данных, а также доступа к кабинету гражданина на портале Госуслуг.
Среди таких новых способов — звонок участникам судебного процесса от имени работников суда.
Так, мошенники проверяют сайты судов, подыскивая лиц, в отношении которых уже имеется информация о судебных заседаниях и персональных данных, выбирают ближайшие судебные заседания, после чего звонят данным гражданам от имени помощников судьи (секретарей судебных заседаний) соответствующего суда о том, что лицо не получило извещение (повестку) на судебное заседание на портале «Госуслуг» и требуют получить там это извещение. После чего просят передать им код из пришедшего смс-сообщения, тем самым получая доступ к порталу «Госуслуг».
Поскольку мошенники заранее готовятся к таким действиям, то при обращении к «жертве» называют конкретные судебные заседания, правильные даты следующих судебных заседаний, звонок осуществляется от имени реально существующего помощника (секретаря) судьи. Все это направлено на то, чтобы гражданин поверил звонящему и потерял бдительность.
В этой связи прокуратура разъясняет, никому не называйте приходящие вам в смс-сообщениях пароли! Помните, ни один сотрудник государственного органа не будет спрашивать такие данные!
Ответственность за складирование шин на почве
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления – это вещества или предметы, образованные в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом. Так, отработанные автомобильные шины и покрышки относятся к отходам производства и потребления.
Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, отработанные автомобильные шины относятся к отходам IV класса опасности. При этом статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» прямо предусмотрен запрет сброса отходов производства и потребления, в том числе на почву.
За складирование отработанных шин на почве предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления).
При этом санкция указанной статьи влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
О порядке приостановления и прекращения уголовных дел в отношении участников СВО
Федеральным законом от 02.10.2024 № 340-ФЗ «О внесении изменений в статью 78.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» установлен правовой механизм приостановления уголовных дел в отношении лиц, совершивших преступление, которые призваны на военную службу.
Положения ст. 78.1 УК РФ дополнены возможностью приостановления уголовных дел в отношении обвиняемых (подсудимых), призванных на военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации, по ходатайству командования воинской части (учреждения) в случаях, предусмотренных УПК РФ.
Одновременно с этим внесены корреспондирующие изменения в нормы уголовно-процессуального законодательства, в частности в ст.ст. 28.2, 110, 238, 239, 253, 254 УПК РФ, которые регламентируют основания и порядок принятия судом решений о приостановлении производства по уголовным делам на основании ходатайства командования воинской части (учреждения), об отмене меры пресечения, а также о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в отношении указанной категории обвиняемых (подсудимых).
Кроме того, аналогичный правовой механизм теперь распространяется на осужденных, приговор в отношении которых был постановлен, однако не вступил в законную силу, в том числе на стадии апелляционного производства по уголовному делу (глава 45.1 УПК РФ).
Помимо этого, указанным федеральным законом установлены обстоятельства, влекущие освобождение от уголовной ответственности, по основаниям, предусмотренным п. п. «а, в, о» п. 1 ст. 51 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и воинской службе», то есть по достижению лица предельного возврата пребывания на военной службе, состоянию здоровья, а также в связи с окончанием периода мобилизации или отменой военного положения.
Также среди обстоятельств указано и награждение военнослужащего государственной наградой в период прохождения военной службы.
Таким образом, указанные изменения могут быть реализованы в отношении подозреваемых и обвиняемых на досудебной стадии производства по уголовному делу, в судах первой и второй инстанций, а также применительно к осужденным, отбывающим наказание.
Закон вступил в силу 03.10.2024 со дня его официального опубликования.
Уточнен порядок установления факта участия граждан Российской Федерации в специальной военной операции
Постановлением Правительства РФ от 31.10.2024 № 1465 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 09.10.2024 № 1354, которыми установлено, что участие граждан РФ в СВО может подтверждаться справкой, выдаваемой привлекавшими их федеральными органами исполнительной власти, либо сведениями, предоставляемыми федеральным органам исполнительной власти (федеральным государственным органам) с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Будьте бдительны!
Схема действий злоумышленников всегда одинакова: обманным путём они вынуждают человека самостоятельно сообщить данные для входа в личный кабинет банковского приложения, мобильного оператора, Госуслуг и других полезных ресурсов. Чтобы звучать убедительно и воздействовать на эмоциональном уровне, они затрагивают самые актуальные темы.
Мошенники могут представляться сотрудниками социальных служб, медиками, правоохранителями, обещать выигрыш в лотерею или увеличение пенсии, выплаты от государства или выгодный кредит. Такие методы получения доступа к данным называются социальной инженерией.
Как защитить себя от социальной инженерии
- Будьте бдительны во время телефонных разговоров. Не торопитесь. Если диалог кажется вам подозрительным, прервите звонок. Лучше перезвоните в банк или организацию по номерам, указанным на официальном сайте. Помните, что представители Госуслуг и служб безопасности банков никогда не звонят первыми.
- Обратите внимание на способ связи. Для звонков мошенники часто используют мессенджеры. Настоящие представители ведомств и органов власти никогда не будут звонить через WhatsApp или Telegram.
- Не сообщайте никому логины и пароли от личных кабинетов. Внимательно читайте назначение смс-кодов. Например, смс-коды Госуслуг могут потребоваться только лично вам и никому больше. Не говорите никому ответ на контрольный вопрос, который вы используете для восстановления доступа.
- Внимательно следите за актуальностью номера, к которому привязан аккаунт.
- Используйте сложные пароли, периодически меняйте их. Если сервис позволяет, подключите двухфакторную аутентификацию.
- Внимательно изучайте адрес страницы, на которой вводятся данные, чтобы не попасть на фишинговый ресурс.
Будьте бдительны! О последствиях неуплаты штрафа за нарушение ПДД
За неуплату штрафа грозит штраф в двукратном размере, административный арест либо обязательные работы. Кроме того, служба судебных приставов может взыскать штраф за счет имущества нарушителя, его денежных средств на счетах в банках, зарплаты и ценных бумаг, а также наложить запрет на выезд из РФ.
Штраф за правонарушение в области дорожного движения должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, в полном размере в течение 60 дней с даты вступления в законную силу постановления о наложении такого штрафа либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки. Однако в случае уплаты штрафа не позднее 20 дней со дня вынесения постановления о его наложении размер штрафа уменьшается вдвое, за исключением штрафа за совершение отдельных правонарушений.
Если исполнение постановления было отсрочено либо рассрочено, штраф уплачивается в полном размере. Если копия постановления о наложении штрафа направлена гражданину, привлеченному к ответственности, по почте и поступила в его адрес после истечения 20 дней со дня вынесения, указанный срок подлежит восстановлению по ходатайству такого лица (ч. 1, 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ).
Следует также учитывать, что штраф может быть уплачен привлеченным к ответственности лицом до дня вступления постановления в законную силу (ч. 1.5 ст. 32.2 КоАП РФ).
Если в установленный срок штраф не уплачен, то в течение последующих трех месяцев гражданина могут привлечь к ответственности в виде: административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, но не менее 1 000 руб., либо административного ареста на срок до 15 суток, либо обязательных работ на срок до 50 часов. Следует иметь в виду, что административный арест на срок до 15 суток не может применяться, если штраф не уплачен за правонарушение в области дорожного движения, зафиксированное автоматическими средствами фото- и киносъемки и видеозаписи (п. 3 Примечания к ст. 20.25 КоАП РФ).
Увеличены социальные выплаты медицинским работникам в малонаселенных местностях
Постановлением Правительства Российской Федерации установлены максимальные ежемесячные социальные выплаты для медицинских работников, которые трудятся в сельской местности, районных центрах и малых городах.
Так, в населенных пунктах, где проживает не более 50 тыс. человек, размер выплаты для врачей первичного звена составит 50 тыс. руб., при численности населения от 50 до 100 тыс. человек — 29 тыс. руб.
Для среднего медицинского персонала размеры выплаты определены при численности населения до 50 тыс. человек — до 30 тыс. руб., от 50 до 100 тыс. человек — 13 тыс. руб.
Постановление вступило в силу со дня опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 марта 2024 г.
Усилена уголовная ответственность за вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений
Принят Федеральный закон от 29.05.2024 № 111-ФЗ «О внесении изменения в статью 150 Уголовного кодекса Российской Федерации», вступивший в силу 09.06.2024.
Ранее была предусмотрена уголовная ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в преступную группу либо в совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, а также в совершение преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.
Рассматриваемым Федеральным законом дополнительно предусмотрена уголовная ответственность также за вовлечение несовершеннолетнего в совершение трех и более преступлений небольшой и (или) средней тяжести, которое наказывается лишением свободы на срок от пяти до восьми лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.
Категории граждан, которые смогут оплачивать жилищно-коммунальные услуги без банковской комиссии
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.04.2024 № 1059-р утвержден перечень физических лиц, которые нуждаются в социальной поддержке и подлежат освобождению от комиссионного вознаграждения (вознаграждения) при перечислении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, пеней за несвоевременное и (или) неполное внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Так, к указанным категориям относятся:
- лица старше 18 лет, входящие в состав многодетной семьи;
- инвалиды, ветераны боевых действий, члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий;
- пенсионеры.
Данное распоряжение вступило в силу 01.07.2024.
Лица, впервые получающие охотничий билет, будут проходить проверку знаний, входящих в охотминимум
Указанные изменения установлены Федеральным законом от 19.12.2023 № 617-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и статью 44 Федерального закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации».
Также обязанность по проверке знаний охотминимума устанавливается для лиц, получающих охотничий билет повторно, если охотничий билет, полученный ранее, был аннулирован.
Охотминимум включает в себя, в частности, знание требований безопасности при осуществлении охоты, ограничений охоты и основ биологии диких животных.
Кроме этого, подписанным законом устанавливается, что с 1 января 2025 года охотничий билет будет выдаваться в форме электронного документа. В случае, если заявитель укажет на необходимость получения охотничьего билета на бумажном носителе, охотничий билет будет выдан на бумажном носителе, имеющем равную юридическую силу с охотничьим билетом, выданным в форме электронного документа.
Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2025 года, за исключением его отдельных положений, которые вступают в силу с 1 января 2025 года.
Об усилении ответственности за нарушения, связанные с обслуживанием газового оборудования
Федеральным законом от 06.04.2024 № 77-ФЗ внесены изменения в статью 9.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с внесенными изменениями отказ в допуске представителя специализированной организации для выполнения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, по техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме или внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении) либо для приостановления подачи газа повлечет наложение штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати пяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Также усилена ответственность за уклонение от заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования или договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования, если заключение таких договоров является обязательным.
Введена ответственность за выполнение работ (оказание услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования либо работ по техническому диагностированию газопроводов, входящих в состав внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, организацией, не отвечающей требованиям законодательства о газоснабжении. Указанное повлечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Установлена административная ответственность за спам–звонки
Федеральным законом от 06.04.2024 № 78-ФЗ статья 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ дополнена частью 4.1, устанавливающей ответственность за нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе, распространяемой по сетям электросвязи.
За совершение данного правонарушения предусмотрена ответственность в виде штрафа: на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.
Статьей 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» установлены требования к рекламе, распространяемой по сетям электросвязи.
Так, распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.
Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.
Не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки).
При справочном телефонном обслуживании (как платном, так и бесплатном), в том числе, осуществляемом посредством подвижной радиотелефонной связи, реклама может предоставляться только после сообщения справки, запрашиваемой абонентом.
При предоставлении телефонных соединений на условиях повременной системы оплаты время, в течение которого распространяется реклама, не должно учитываться при определении стоимости такой услуги телефонной связи.
Изменения вступили в силу с 17.04.2024.
Ответственность за разглашение врачебной тайны
К врачебной тайне относятся сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении.
Разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, запрещено, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Виновное лицо за разглашение врачебной тайны может быть привлечено к административной ответственности по ст. 13.14 КоАП РФ. Размер административного штрафа для должностных лиц может составить до 50 тыс. руб., для юридических лиц – до 200 тыс. руб.
Дела по данному административному правонарушению возбуждаются прокурором.
Кроме того, за незаконное собирание или распространение сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия лица либо распространение таких сведений публично или в СМИ может повлечь уголовную ответственность по ст. 137 УК РФ, в том числе в виде лишения свободы на срок до 2 лет.
Одновременно гражданин вправе обратиться в суд с требованием о возмещении ему вреда (в том числе морального).