В Большесидоровском Доме культуры по вечерам становится особенно многолюдно. Здесь собираются женщины, чье неравнодушие, доброе сердце и умелые руки спасли уже не одну солдатскую жизнь в зоне специальной военной операции. Вот уже на протяжении многих месяцев они плетут маскировочные сети, так необходимые нашим бойцам.
Об одном из пунктов плетения, расположенном на первом этаже ДК, мы уже рассказывали на страницах газеты. Сегодня познакомим вас с плетуньями второго пункта.
Именно сюда они спешат после окончания рабочего дня и домашних хлопот по хозяйству.
— К сожалению, раньше 7-8 вечера пока не получается собраться. Так уж вышло, что многие из нас работают, кому-то еще коров подоить надо, покушать приготовить, стирку поставить или уроки проверить, а потом уже бежим сюда. Плетем бывает и до 11 вечера, а уж если сеточку надо срочно закончить, то на время и не смотрим,– рассказывают «плетуньи».
В просторных двух кабинетах второго этажа Дома культуры установлены станки, один из которых предоставил Народный фронт, а другой сделали работники строительной бригады СПК «Колхоз Ленина».
— Спасибо руководителю хозяйства Довлетбию Назимбиевичу Чичеву, который сразу откликнулся на нашу просьбу. Помимо станка нам сделали удобные скамейки и лавочки, и дело пошло значительно быстрее, – говорят женщины.
Так кому же дома не сидится по вечерам, кому делать нечего? – так кстати, некоторые односельчане относятся к тем, кто искренне помогает на деле, а не на словах. Их не так уж и много, но для каждой это очень важно, ведь многие из них мамы, бабушки, сестры, жены ребят, участвующих в СВО.
Татьяна Доценко, Людмила Кондратьева, Ольга Белим, Татьяна и Алена Щербаковы, Елена Шашева, Юлия Лысенко, Галина Кулакова, Анастасия Фомина, Лора Игонина, Ирина и Мария Гулак, Наталья Пустынникова, Елена Копань и Надежда Петровна Кириченко за это время стали дружной командой.
— Все началось в середине октября прошлого года. У многих уже за ленточкой находились сыновья и внуки, хотелось как–то помочь им, поддержать, показать, что мы рядом, – рассказывает Татьяна Доценко, которую «плетуньи» уважительно называют «старшей», ведь именно она была инициатором, она же является и ответственной за материал для сетей, сбор гуманитарной помощи в селе. – Мы написали в местной группе, что будем плести сети, предложили присоединиться к нам. Некоторые люди приходили и уходили, а кто-то пришел и остался, вот так и сложился наш коллектив. Спасибо заведующей ДК Марине Сканчибасовой за то, что поддержала нас, выделила такие удобные помещения, где мы можем одновременно плести сразу две сети. Конечно, сначала все было непросто. Мы обращались за помощью к односельчанам, чтобы оказали нам финансовую поддержку в приобретении необходимого материала, а потом уже нам его стал предоставлять Народный фронт. Затем предстояло научиться плести сеть, причем сразу показалось, что это легко. Потом связали первую сеточку, порадовались, а на следующий день пришли, посмотрели и давай переделывать. Если поначалу у нас на плетение одной сети размером 3*6 уходила целая неделя, то сейчас за 3-4 дня она готова. Также, когда нужно, делаем сети 12*12 и 6*6. На сегодняшний день мы связали 167 масксетей.
-У наших защитников маскировочные сети очень востребованы, они нужны им как воздух, причем в любое время года, – рассказывает Ольга Белим.– Мы плетем их в разной расцветке, в зависимости от сезона, также меняем и узоры.
— Когда ребята, приезжая в отпуск, приходят к нам с благодарностью, забываются все трудности. И то, как поначалу болели руки с непривычки, как не получались узоры или возникали непредвиденные проблемы. В каждую сеточку мы вкладываем частичку души, каждую вяжем не просто с молитвой, но и вплетаем листочки с ее текстом, а также кладем иконки. Очень хочется, чтобы наши сеточки защищали ребят от пуль и снарядов, помогали им вернуться домой живыми, — говорят «плетуньи».
У одной из них за ленточку сначала отправился внук, призванный на службу по мобилизации, потом добровольцем ушел сын. – Он сказал, дед мой воевал, племянник воюет, и я пойду, – говорит женщина. Тревожно за них маме и бабушке вдвойне, но здесь в пункте плетения рядом с ней такие же мамы и бабушки, поддерживающие и понимающие друг друга как никто другой, а еще соседки и односельчанки, которые не смогли остаться в стороне.
У Юлии Лысенко четверо деток, забот наверняка хватает, но она, оставив их на папу, тоже вечером приходит плести сети.
– Это мой вклад, моя благодарность парням, хоть какая-то помощь. А как иначе? Сейчас по -другому нельзя. Да, дома остаться проще и комфортнее, но кто тогда будет помогать бойцам, если так все будут рассуждать? – говорит Юля.
Ее поддерживает Наталья: « У меня сын в Чечне воевал, тогда переживала очень сильно, сейчас тоже переживаю за ребят, они ведь все наши, все родные».
У другого бойца сюда приходят почти всей семьей: мама, сестра, жена. Супруг сестры в это время несет вахту с двумя детьми, младшему из которых нет еще и трех лет. Для них это тоже важно, они — семья, они — вместе, рядом со своим родным человеком, пусть даже и на расстоянии.
— Когда я узнала, что мой сын отправляется на СВО, так расстроилась, что плакала несколько дней. Потом постепенно стала понимать, насколько в этот момент ему нужна и важна моя поддержка. Вот так и пришла сюда, к девчатам, – говорит еще одна мама.
Помимо маскировочных сетей женщины делают окопные свечи, участвуют в сборах гуманитарной помощи, отправляют гостинцы в госпиталь и на передовую. Мастерицей по свечам считается
Надежда Петровна Кириченко. В силу возраста и здоровья ей трудно подниматься на второй этаж, а остаться в стороне она не могла. Поэтому женщина и занялась изготовлением окопных свечей у себя дома. Научилась делать их быстро, знает все нюансы. В холодное время года свечи особенно востребованы, они и обогреют, и еду помогут приготовить. Поэтому и старается Надежда Петровна заблаговременно подготовиться к сезону, знает, что бойцам ее изделия жизненно необходимы.
— Большую помощь оказывают и школьники. Вместе с Хаяле Аллахяровой они делают нашлемники. Алена
Вагина вот всю весну ходила, помогала нам плести сети. Также ребята пишут письма бойцам, которые мы обязательно передаем, — рассказывает Людмила Кондратьева.
— Услышав о том, что сын завтра уезжает на спецоперацию, я просто не поверила. Он, не служивший в армии, не знающий тягот военной службы, — да этого просто не может быть! – делится сокровенным мама бойца. — Но все оказалось правдой. Во мне бушевали самые разные эмоции: от неприятия этой действительности до отчаяния. На все мои попытки изменить ситуацию, сын твердо говорил: «Я так решил. Прадед воевал, дед и двоюродный брат тоже знают, что такое война. К тому же у меня дети подрастают, и я хочу, чтобы они жили в мире и никогда не увидели горя и страданий». После этих слов я поняла, что переубедить его не смогу, и мне остается принять это решение и гордиться своим сыном. А потом пришло осознание того, что наши ребята там выполняют свой долг, а мы, что можем мы сделать здесь для них? Сначала просто собирали гуманитарную помощь, передавали вещи, продукты. Конечно, это все нужно, но гораздо важнее для них то, что может реально помочь спасти жизнь. Как, например, вот эти маскировочные сети.
Эта женщина знает, о чем говорит, потому что видела все своими глазами, побывав там, за ленточкой. Сейчас она уже спокойно рассказывает о том, как решилась отправиться вместе с гуманитарным грузом в зону спецоперации. За плечами был не такой уж и большой водительский стаж и опыт поездок в другие регионы, но материнское сердце не знает преград и страха. И вот она уже за рулем автомобиля мчится туда, где совсем другая жизнь. Мчится, следуя четким инструкциям сына, не сворачивать с наезженной колеи, не останавливаться по дороге, полной разных опасностей.
— Было ли страшно? Не помню, не об этом речь. Хочу сказать о другом, что наверное, каждому из нас хотя бы раз нужно там побывать. Тогда уж точно не будет сомнений в том, как провести свой вечер: уютно устроившись дома перед телевизором или прийти и помочь плести сети, делать окопные свечи или другие вещи, так необходимые нашим бойцам.- говорит женщина. – Конечно, каждый сам выбирает свою дорогу, и я никого не агитирую. Но ведь всем вместе гораздо легче справиться. Не так ли?
Ирина Ковалева.