Ради жизни на земле

Ради жизни на земле

Изучая списки, выгравированные на мемориальных комплексах в честь солдат, павших в годы Великой Отечественной войны, зачастую ужасаешься. Некоторые фамилии повторяются снова и снова. На алтарь Победы легли целые семьи. Так произошло и с семьей Хуштоковых из аула Хатукай. Якуб и Гощефиж проводили на фронт шестерых сыновей. В живых остался лишь Туркубий (Хабий), прошедший дорогами войны сотни километров по израненной земле.

Старший сын ДОЛЬЧЕРИЙ родился в 1896 году. Вместе с братом Туркубием он прошел Гражданскую войну, поэтому уже в первые дни Великой Отечественной встал на защиту Родины, но воевать ему пришлось недолго. В извещении, полученном родителями осенью 1942 года, значится «Ваш сын пропал без вести».

С декабря 1941 года неизвестна судьба и самого младшего из братьев – АСЛАНБИЯ, а в декабре 1944 года пропал без вести МАХАМЧЕРИЙ — уважаемый в ауле человек, председатель колхоза. Трагично сложился и фронтовой путь ДЖАНЧЕРИЯ, погибшего осенью 1941 года.

Наиболее полная информация сохранилась у потомков о старшем политруке маршевой роты, капитане, командире взвода ШАХАН-ГИРЕЕ (на снимке).

Он был коммунистом. В первые дни становления Советской власти работал в Хатукайском революционном комитете. В 1924 году после окончания Адыгейской областной партийной школы и курсов профработников в Ростове был командирован в бывший Натырбовский (ныне Кошехабльский) район. Около десяти лет возглавлял отделы милиции Шовгеновского и Теучежского районов, вел беспощадную борьбу с кулачеством. Некоторое время был помощником областного прокурора. Затем по решению областного комитета партии был переведен на советско-хозяйственную работу, а незадолго до войны назначен директором Майкопского вареньеварочного завода, откуда в начале августа 1941 года добровольцем ушел на фронт.

В октябре 1941 года в одном из ожесточенных боев за Таганрог Хуштокова изрешетили десятки пуль и осколков. Спасли ему жизнь местные жители, которые доставили его в нелегальный госпиталь, обосновавшийся в одном из помещений железнодорожной больницы. Врачи и медсестры, рискуя собственной жизнью, прилагали все усилия к тому, чтобы спасти жизнь раненным солдатам, а затем помогали им уйти в партизанские отряды или перебраться через линию фронта к своим.

Но однажды немцы раскрыли нелегальный госпиталь и учинили в нем погром. Хуштокова и еще одного бойца бросили в лагерь для военнопленных. В то время в оккупированном Таганроге активно действовала подпольная организация. Ее члены устраивали побеги из лагеря. Тщательно готовился побег Хуштокова и его друга Бокова. Но накануне состояние здоровья Шахан-Гирея резко ухудшилось и через трое суток он, не приходя в сознание, скончался. Его тело, как и сотен других заключенных, было вывезено в окрестности деревни Петрушино. Находящаяся здесь балка и поныне называется «Балкой смерти».

— Я горжусь боевыми заслугами своих родственников, — говорит внук Туркубия, житель аула Хатукай Ким Пшимафович Хуштоков. – Они прошли доблестный путь и сложили свои головы ради самого дорогого – ради жизни на земле. Говорят, что время стирает воспоминания. Пока живы мы и наши дети – память о героях Великой Отечественной не будет предана забвению. Мы помним! Мы гордимся!

Ирина Татиури.

Общество