Как не стать жертвой телефонных мошенников

В последнее время в Республике Адыгея возросло количество «телефонных» мошенничеств в отношении граждан.

Действия телефонных мошенников квалифицируются по статье 159 Уголовного кодекса Российской Федерации как мошенничество, то есть умышленные действия, направленные на хищение чужого имущества путем обмана или злоупотребления доверием.

Также статьей 159.3 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за мошенничество с использованием электронных средств платежа.

Так, распространение получила мошенническая схема с незаконным использованием подменных абонентских номеров (используются номера банков и подразделений МВД России). Звонок осуществляется якобы сотрудником банка, который информирует о попытке оформления неизвестным третьим лицом кредита в онлайн-банке. Далее злоумышленник убеждает гражданина в необходимости самостоятельно оформить онлайн-кредит на ту же сумму, обналичить поступившие на банковскую карту деньги и перечислить их на так называемый резервный счет для мгновенного погашения кредита. Для подтверждения информации звонок поступает от «сотрудника полиции», который подтверждает слова мошенника, представившегося сотрудником банка.

Также соответствующая схема может быть реализована с помощью автоматизированных систем — с переключением на робота, чтобы сообщить ему конфиденциальные сведения, которые доступны только клиенту (например, код подтверждения совершения банковской транзакции из СМС). В дополнение к этому злоумышленники используют психологический прием и перед переключением на робота напоминают жертве, что нельзя называть секретные коды сотрудникам банка, подразумевая, что сотруднику сообщать конфиденциальную информацию нельзя, а роботу — можно.

В некоторых случаях телефонные мошенники используют модернизацию голоса звонящего с целью введения потенциальной жертвы в заблуждение в отношении того, с кем он ведет телефонный разговор. Если кто-то звонит и голосом близкого человека просит срочно перевести деньги на новый номер или на банковскую карту, скорее всего у адресата не возникнет подозрений. 

Идеальным способом защиты выступает прекращение разговора с собеседником, личность которого вызывает подозрение. Для противодействия мошенническим действиям следует не совершать операции по инструкциям, полученным в результате телефонного разговора. В случае сомнений в добросовестности  звонящего лучше завершить звонок и перезвонить по номеру телефона банка или мобильного оператора.

При поступлении подозрительного звонка или СМС рекомендуется незамедлительно обращаться в полицию и не реагировать на просьбы мошенников.

Прокуратура информирует