Иностранные IT-компании обяжут иметь российские представительства

Иностранные IT-компании обяжут иметь российские представительства

В нашей стране готовится законопроект о «приземлении» иностранных ИТ-компаний в российской юрисдикции. Когда он будет принят, владельцы информационных ресурсов, суточная аудитория которых составляет более 500 тысяч российских пользователей, должны будут создать в России филиалы, открыть представительства или учредить российские юридические лица. Сделать это предписано до 1 августа 2021 года. Данные официальные представительства должны будут в полном объеме представлять интересы головных компаний и являться основным каналом взаимодействия российских регуляторов с ними на территории России.

Регистрация официальных представительств иностранных интернет-корпораций на территории России позволит создать прозрачные правила игры для всех участников рынка.

Сейчас иностранные IT-компании фактически оказывают услуги пользователям на территории России, а, следовательно, должны исполнять требования нашего законодательства наравне с российскими коллегами. В противном случае на российском цифровом рынке возникает ситуация, когда одни играют по правилам: локализуют персональные данные россиян на территории РФ, работают с российскими пользователями, а другие — иностранные компании, подчиняясь законам зарубежных юрисдикций, имеют возможность игнорировать российские законы и за счет этого получать преимущество перед российскими конкурентами.

При этом иностранные платформы зарабатывают на российском рынке десятки миллиардов рублей и имеют десятки миллионов пользователей, а российский рынок и по объемам аудитории, и по доходам для компаний стабильно входит в топ-5/топ-10 всех крупнейших интернет-платформ.

Действия зарубежных IТ-компаний на российском рынке непрозрачны, а их взаимодействие с российскими регуляторами затрудняется отсутствием диалога между властями и администрацией онлайн-платформ. Так, Twitter проигнорировал тысячи запросов Роскомнадзора и вышел на контакт с ведомством только после введения регуляторных мер (замедление трафика, угроза блокировки).

«Долгожданное решение, я считаю. Много непроверенной информации на просторах социальных сетей в Телеграм-каналах, которая никак не регулируется. Свободу слова этот контроль не исключает, но потока негатива и призывов к агрессии и жестокости в интернете быть не должно. Службам, которые должны пресекать такие факты, будет проще работать после принятия этого закона», — уверен руководитель типографии «Графика» Дмитрий Войнов. 

Ситуации, когда иностранные компании работают «в серую», уклоняются от уплаты налогов, не предоставляют никаких отчетов и данных о ведении дел, игнорируют решения российских судов — недопустимы. Крупные игроки цифрового рынка должны легализоваться в российском правовом поле, открыв официальные представительства на территории нашей страны. Ведь зарубежные IТ-компании получают в России значительную прибыль, продавая рекламу, обрабатывая персональные данные россиян и таргетируя на них рекламные посты. Отчетность о полученной на россиянах прибыли при этом, разумеется, не предоставляется.

Существующие компании выполняют исключительно маркетинговые функции и не несут ответственности за политику и деятельность головных холдингов. Фактически российским регуляторам зачастую просто не с кем взаимодействовать по вопросам деятельности иностранных ИТ-платформ в России и некому предъявлять требования о соблюдении российского законодательства в случае его нарушения.

Важным аспектом является обеспечение цифровых прав россиян – сейчас гражданам сложно защитить их в российском суде в случае нарушения прав пользователей (блокировки аккаунтов и т.д.). Создание иностранными ИТ-компаниями российских юридических лиц позволит решить эту проблему. Многие страны уже ввели жесткие меры по «приземлению» международных компаний на своей территории, получив положительный эффект.

Актуально