В Госдуму внесен законопроект о об общих принципах организации местного самоуправления

В Госдуму внесен законопроект о об общих принципах организации местного самоуправления

Вчера главами комитетов Госдумы и Совета Федерации Павлом Крашенинниковым и Андреем Клишас на рассмотрение палаты был внесен проект нового закона об общих принципах организации местного самоуправления, подготовленный в развитие положений Конституции РФ о единой системе публичной власти.

Он предусматривает упрощение правовых конструкций, уточнение компетенции органов местного самоуправления. Это, в свою очередь, должно обеспечить устранение путаницы с распределением полномочий между субъектом РФ и муниципалитетом. Согласно законопроекту, за городскими и муниципальными округами закрепляется идентичный объем неотъемлемых полномочий, которые направленны на непосредственное решение местных задач. При этом регион может забрать ряд полномочий отдельного образования для обеспечения интересов населения.

Согласно комментарию пресс-службы Госдумы РФ, в качестве единственного способа формирования представительного органа муниципального образования проект предлагает муниципальные выборы.

Другими словами, глава того или иного муниципального образования, в соответствии с законом конкретного субъекта Российской Федерации и уставом МО, избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования. В последнем случае избрание главы муниципалитета осуществляется из состава представительного органа МО или из числа кандидатов, представленных руководителем региона.

Усиливается ответственность глав муниципальных образований и руководителей местных администраций перед высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Одно из оснований для отправки главы муниципального образования в отставку – систематическое недостижение показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления, которые закреплены указами президента РФ. С соответствующей инициативой, глава субъекта вправе обратиться в представительный орган муниципального образования.

Кроме того, укрепляется статус главы местной администрации –  законопроектом предусмотрено замещение им муниципальной должности.

Также для всех должностных лиц местного самоуправления устанавливается единый срок полномочий, а именно пять лет.

Важно отметить и то, что, в соответствии с проектом, глава субъекта вправе вынести предупреждение или объявить выговор главе муниципального образования и руководителю местной администрации в случае, если переданные полномочия исполняются им ненадлежащим образом или не исполняются вовсе.

Законопроектом обеспечивается синхронизация сроков полномочий главы муниципального образования, избранного представительным органом муниципального образования из своего состава и исполняющего полномочия председателя представительного органа, со сроком полномочий этого органа. В этом случае при досрочном прекращении полномочий представительного органа полномочия такого главы муниципального образования также прекращаются досрочно.

Кроме того, в соответствии с принципом единства системы публичной власти глава муниципального образования, руководящий местной администрацией, одновременно замещает государственную должность субъекта Российской Федерации и муниципальную должность.

Стоит отметить, что все положения данного законопроекта базируются на конституционных основах единства публичной власти в Российской Федерации. Основная их часть, как предусматривается, вступает в силу с 1 января 2023 года. При этом переходный период, в течение которого осуществляется постепенный переход к одноуровневой организации местного самоуправления устанавливается до 1 января 2028 года.

По мнению председателя Госсовета-Хасэ Адыгеи Владимира Нарожного, данный законопроект создаст условия для комплексного, стабильного социально-экономического развития страны. Об этом сообщили в «Советской Адыгее».

— Считаю законодательные предложения коллег федерального центра важными для развития положений Конституции РФ, местного самоуправления и грамотного выстраивания единой системы публичной власти. В наши дни органы местного самоуправления является самой массовой формой самоорганизации граждан и одним из ключевых элементов гражданского общества, который, согласно Конституции Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Кроме этого, играет ключевую роль в развитии экономики и социальной сферы, сохранении общественно-политической стабильности, позволяет более оперативно реагировать на проблемы, которые волнуют людей,  комментирует Владимир Нарожный.

Он также добавил, что именно поэтому развитие институтов местного самоуправления сегодня является одним из важнейших приоритетов государственной политики, направленной на привлечение граждан к участию в общественной жизни своих муниципалитетов.

Принятый Госсоветом-Хасэ Республики Адыгея в марте 2005 года региональный закон «О местном самоуправлении», ставший основополагающим в дальнейшем законотворческом процессе, касающемся вопросов организации местного самоуправления в регионе, является результатом работы органов государственной власти Адыгеи, районных и городских органов местного самоуправления в рамках реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

— На данный момент региональный парламент внес в него [региональный закон] изменения 39 законами Республики Адыгея. Времена меняются, реалии современной жизни трактуют свои требования, поэтому необходимо последовательно и профессионально совершенствовать правовое поле,  сказал Владимир Нарожный.

Фото: ТАСС.
Политика и власть