«Вконтакте», «Одноклассники» и «Telegram»: где общаться и развивать бизнес?

«Вконтакте», «Одноклассники» и «Telegram»: где общаться и развивать бизнес?

Полтора месяца назад в России случилась цифровая миграция из зарубежных соцсетей Facebook и Instagram (запрещены в РФ) в отечественные – «Вконтакте», «Одноклассники» и мессенджер «Telegram». Аудитория в них распределилась по-разному. Где предпочитают общаться и вести бизнес россияне, рассказал информационному агентству URA.RU первый замгендиректора АНО «Диалог Регионы» Кирилл Истомин.

Общение и бизнес

Уход из российского медиа пространства Facebook (запрещен в РФ) не особо сказался на распределении аудитории, так как в этой соцсети был сложный экспертный и политизированный контент, не более 5% от общего объема ЦА.

Контент в Instagram (запрещен в РФ) в марте потерял от 40% до 60% в охватах — в зависимости от региона. Это значит, что люди продолжают заходить в соцсеть через VPN, но проводят в нем мало времени. VPN нужно постоянно отключать, чтобы пользоваться другими сайтами – это неудобно.

— Блогеры, инфлюенсеры, представители власти мигрировали из Instagram (запрещен в РФ) в отечественные соцсети. За авторами ушла и их аудитория. По данным Brand Analуtics, уже на конец апреля 56% пользователей снизили активность в Instagram (запрещен в РФ). А количество публикаций в запрещенной соцсети снизилось на 31%, — рассказал Кирилл Истомин, первый замгендиректора АНО «Диалог Регионы».

«ВКонтакте» благодаря позиции «вне политики» выиграл на фоне блокировки соцсетей экстремистской компании «Meta». Прирост аудитории – более четырех миллионов пользователей в день. Доля активных авторов увеличилась на 22%. Перед ВК стоит задача изменить позиционирование под новую ЦА.

— Если в Instagram (запрещен в РФ) люди заходят, чтобы посмотреть фото видео, то в ВК — чтобы переписываться. Потребление контента на втором месте. Очень многое будет зависеть от того, сможет ли ВК перестроить свою рекомендательную систему, создать удобные ленты, полезные читателям и отражающие их интересы, — пояснил Кирилл Истомин.

Telegram тоже «вырос». За март аудитория российских телеграм-каналов увеличилась суммарно на 40 миллионов подписчиков. Раньше в «телеге» была экспертная политическая аудитория, теперь – набор тематик расширился: лайфстайл и тематические и новостные блоги. По словам Кирилла Истомина, это уже не мессенджер, а полноценная соцсеть с комментариями и реакциями. Эксперт считает, что в будущем Telegram будет меняться. Например, появится алгометрическая единая лента каналов, которые вы чаще всего смотрите.

Ажиотаж вокруг блокировки Instagram (запрещен в РФ) в основном был связан с ведением бизнеса. Для одних – эта соцсеть была основным источником доходов (продажи товаров и услуг), для других – главным способом продвижения бизнеса (например, с помощью таргетированной рекламы, удобных форматов общения с клиентами, блогеров). Сегодня отечественным соцсетям нужно перестроиться под потребности аудитории.

— Я думаю, это значимое направление развития российских соцсетей. И уверен, разработчики, например ВК, этим будут заниматься. А блогерам мы рекомендуем открывать публичные страницы в «ВКонтакте», — сказал Кирилл Истомин.

Прирост аудитории произошел и у «Одноклассников». Старые аккаунты, которыми давно никто не пользовался, снова ожили. Количество восстановленных старых аккаунтов выросло на треть, темп новых регистраций — в полтора раза.

Конкурентом отечественных соцсетей на сегодня остается TikTok. Он не запрещен в России, но на наши пользователи с марта не могут загружать в свои аакаунты видео и проводить прямые эфиры. Запрет на размещение контента связан с новым с законом о фейках, который вышел в РФ 1 апреля.

— При этом TikTok не рискнул уходить из России. Несмотря на то, что фактически нового российского контента там нет, аудитория TikTok в апреле не падала. Уверен, что соцсеть снимет запрет на размещение контента после доработки своих алгоритмов под требования законодательства РФ, и после этого соцсеть начнет забирать в себя уходящую из Instagram (запрещен в РФ) аудиторию, которая хочет потреблять визуальный контент, — пояснил эксперт АНО «Диалог Регионы».

Есть ли отечественная замена YouTube, который уже несколько месяцев обещают заблокировать в России? Платформу может заменить видеохостинг с такой же качественной поисковой системой. 

— На ум приходит «Яндекс.Видео», где качественно настроена навигация. Также возможной альтернативой видится «ВКонтакте» — если сможет модернизировать поиск видео. У Rutube пока низкая аудитория, но сервис значительно вырос в качестве — это надо признать. На текущий момент полноценная замена Youtube отсутствует и, пока он доступен, скорее, не появится. Но если блокировка случится — свято место пусто не бывает, — Кирилл Истомин.

Власть в Интернет

Так как основной поток аудитории с заблокированных соцсетей перешел в ВК и Telegram, то органам власти проправительственная организация «Диалог Регионы» рекомендует в обязательном порядке использовать для работы эти две площадки.

— Считаем, что должна появиться вертикаль власти в интернете. Плюс в Госдуме рассматривается законопроект, по которому органы власти — не только чиновники, но и министерства, ведомства — будут обязаны иметь свои страницы в соцсетях. Надеюсь, он будет принят, — рассказал Кирилл Истомин.

Сейчас большинство глав регионов активно выстраивают коммуникацию с жителями через ВК и Telegram, потому что видят реальный эффект, понимают, что такое общение с людьми — важный фактор доверия к власти.

Качественные информативные аккаунты — основа обратной связи. Если в 2020 году, по данным аналитики АНО «Диалог Регионы», только 5% обращений граждан к органам власти приходили из соцсетей, сегодня это показатель вырос до 40%.

Фото: mir24.tv.

Общество