Системные решения повысят доходы россиян на 20%

Системные решения повысят доходы россиян на 20%

Экономика России развивается вопреки санкциям. А реальные доходы населения к 2030 году увеличатся на 20%. Все это возможно в случае реализации целевого сценария «ускоренная адаптация». С таким заявлением выступил министр экономического развития РФ Максим Решетников.

Предполагается, что в течение двух лет – в 2024-2025 гг. рост ВВП составит 2,6%, далее по нарастающей – ближе к 3%. Позитивный сценарий возможен при условии потребительского и инвестиционного роста. Устойчивым он станет, по прогнозам специалистов, к 2024 году. К 2030 году темп роста инвестиций составит 30% к 2021 году. 

Структуру экономики ждут серьезные изменения. За 8 лет число экспортно-ориентированных отраслей сократится. Компенсировать их будет растущая доля обрабатывающих отраслей, ориентированных на внутренний рынок. Это IT, строительство, туризм, культура, здравоохранение, образование.

Стратегия действий

Так что же обеспечит такой темп роста? Планируется, что новая социально-экономическая программа. По ключевым направлениям будущего развития уже прошли стратегические сессии и на совещании с Мишустиным подвели промежуточные итоги.

Стратегия включает 11 блоков.

Транспортно-логистическая инфраструктура будет адаптирована под новые потребности в экспорте и импорте. Планируется прирост грузопотока по основным транспортным коридорам, увеличение объемов поставок продукции ТЭКа, переориентированных с Запада на Восток. Поддержка проектов импортозамещения будет происходить за счет бюджетного финансирования и гибкой таможенно-тарифной политики. Обеспечение технологической самостоятельности, то есть упор на отечественные разработки и импорт. Цифровизация. Планируется создать собственную IT-основу в виде оборудования и программного обеспечения (ПО). Поддержка частной инвестиционной активности будет идти благодаря таможенно-тарифному регулированию и кредитованию. Для обеспечение достаточных финансовых ресурсов для перенастройки экономики, без западного финансирования потребуется развивать фондовый рынок и банковский сектор. А для повышения гибкости рынка труда нужно среднее специальное и дополнительное образование подстроить под новые потребности, готовить IТ-специалистов и инженерные кадры. Развитие отраслей, удовлетворяющих растущий внутренний спрос – жилья и ЖКХ, культуры, досуга, спорта – невозможно без реализации потенциала внутреннего туризма. Развитие социальной сферы — часть общей стратегии. Ее реализация будет происходить в русле национальных целей развития до 2030 года.

Помимо этого, есть планы по усилению импортозамещения в здравоохранении. Помогать в этом будет отечественная фармацевтическая промышленность. Кроме того, планируется усиливать импортозамещение в здравоохранении за счет дальнейшего развития отечественной фармацевтической промышленности, медицинских технологий и производства оборудования, расширять предложение медицинских и социальных услуг. Развитие интеграции в ЕАЭС и сотрудничества со странами-партнерами. По этому направлению упор будет сделан на развитие в сфере не только взаимной торговли, но и производственной кооперации.

И наконец, региональное развитие. Это направление включает в себя привязку системных и отраслевых задач на уровень субъектов. Из-за перенаправления транспортных потоков Правительство сфокусируется на Кавказе, Прикаспии и Дальнем Востоке.

Возможен ли такой рост

Все, озвученные на совещании сценарии, созданы с учетом текущей ситуации. Во внимание берется и санкционное давление.

Директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв уверен, что структурная адаптация невозможна без принятия концепции дефицитного бюджета. «Присутствуют разные точки зрения по поводу размера дефицита, но есть критерии, которые использует, например, ЕС: порядка 3% ВВП», – говорит Широв. А дефицит можно покрывать через наращивание внутренних заимствований, средствами ФНБ – этих ресурсов должно хватить на 3–4 года дефицитного бюджета.

Другой специалист — главный экономист по России и СНГ «Ренессанс капитала» Софья Донец уверена, что темпы роста в 17% к 2030 году возможны. «Существенной оказалась стрессоустойчивость российской экономики и возможность обеспечивать рост за счет внутренних драйверов, особенно со стимулами со стороны макроэкономической политики», — утверждает Донец.

По словам эксперта, сценарий будет зависеть не только от того, как отреагирует российская экономика, но и от того, насколько сильной будет сепарация с мировыми рынками. Если не случится полного отключения от технологий и рынков экспорта, то потенциал для роста есть, и госмеры смогут помочь в этом. «Но мы пока не знаем финального расклада», – резюмирует Донец.

Общество