Всероссийский форум классных руководителей: работа, комментарии, итоги

Всероссийский форум классных руководителей: работа, комментарии, итоги

Огромная площадка, разнообразие форматов обучения и общения, 1300 участников из 89 регионов страны и города Байконур, тысячи онлайн-зрителей, широкий спектр возможностей и знающие свое дело спикеры – все это второй Всероссийский форум классных руководителей, завершившийся в Москве в минувшее воскресенье.

Перезагрузка, вдохновение и единомышленники – ключевые слова, которыми классные руководители и кураторы групп СПО, присутствовавшие на Форуме, выражают свои впечатления от двух невероятно насыщенных дней.

В числе педагогов, прошедших в финал и лично отправившихся на очный этап ФКР, были пятеро представителей Адыгеи: учитель музыки и МХК школы №2 г.Адыгейска, председатель муниципального клуба «Учитель года» А.Г.Джамирзе, преподаватель начальных классов лицея №19 г.Майкопа А.П.Казаков, учитель географии Пчегатлукайской школы №3 М.В.Фарафонова и два учителя английского языка из нашего района – Ю.Н.Лысянская (Красногвардейская школа №11) и А.А.Кардашев.

«Дружба» побеседовала с участниками от нашего района об их впечатлениях от Форума и о значении самого мероприятия.

— Юлия Николаевна, Александр Армаисович, стать участником мероприятия подобного масштаба дорогого стоит. Вы окунулись в уникальную атмосферу, каковы ваши впечатления?

Ю.Лысянская: Я, честное слово, в восхищении от подготовки и проведения ФКР. Организация бесподобная! Каждый педагог был охвачен той темой, которая ему близка по духу и деятельности. В ходе такого масштабного мероприятия можно было освоить новые техники и технологии, приятно провести время с компанией единомышленников и не потратить впустую ни единой минуты своего времени. Организаторами все было продумано до мелочей! Я даже не ожидала такого теплого, уютного приема, такой слаженности работы и столько внимания к нашей, казалось бы, не такой великой миссии – быть классным руководителем.

А.Кардашев: Уровень мероприятия, несомненно, высокий. Организаторы постарались сделать все возможное, чтобы все 1300 участников получили море удовольствия от присутствия, увезли с собой массу положительных эмоций и хорошее настроение. Форум позволил не только узнать что-то полезное и новое, но и пообщаться с учителями со всей страны, познакомиться с интересными и значимыми личностями – деятелями просвещения, искусства, артистами. По характеру и программе мероприятия видно – государство много делает для того, чтобы поднять престиж профессии «Учитель». Само по себе участие в ФКР почетно. Мы представляли Республику Адыгея, я считаю, достойно. Приятно было попасть на экраны мониторов, на ТВ. В целом, побывав лично на этом мероприятии, начинаешь понимать: да, я участвовал в нем, я – один из лучших! Я думаю, важность нашего участия в Форуме классных руководителей обуславливается еще и тем, что мы сможем передать коллегам на местах ту полезную информацию, которую извлекли из него сами. Спасибо за все организаторам!

— Форум проходил в течение двух дней. Насколько насыщенной была его программа? Какие форматы работы и общения с педагогами использовали организаторы?

Ю.Лысянская: Программа Форума была очень обширной и информативной. Все занятия затрагивали актуальные темы образования и воспитания обучающихся. Это и панельные дискуссии, и мастер-классы, и лекции, и круглые столы, а также различные активности от детских организаций.

А.Кардашев: Да, форматы и правда были разнообразны. Нас разделили на группы, поэтому посетить все площадки не выдалось возможным, но мы и так всегда были чем-то заняты.

Если анализировать Форум с самого начала, то даже открытие его было по-своему интересным и полезным, в том числе за счет того, кто на нем выступал. К нам со значимой речью обратились первый заместитель Руководителя Администрации Президента Сергей Кириенко, министр просвещения РФ Сергей Кравцов. Ведущим был Эрнест Мацкявичюс – журналист и ведущий программы «Вести».

Дальше нам удалось побывать на презентации Российского движения детей и молодежи – панельной дискуссии, на которой присутствовали все участники форума. Само движение – это организация, которая объединяет различные общественные объединения под своей эгидой: РДШ, Юнармию, «Большую перемену», Ассоциацию волонтерских центров и многие другие.

На площадках работало много уважаемых и именитых экспертов, проводились лекции, встречи с активом сообщества ФКР.

— А что вам особенно запомнилось, заинтересовало больше всего?

А.Кардашев: Перечислять, если честно, можно долго, Форум, как я уже говорил, был очень полезен. Но поделюсь несколькими примерами.

В первый день был показан спектакль-дискуссия под названием «Один», главными героями которого были дети, подростки. Своим выступлением они раскрыли, насколько важна для ребенка поддержка со стороны учителей и родителей. В центре повествования был процесс формирования детей как личностей, их взгляды, стресс, тревоги, беспокойства. Это помогло учителям глубже понять тех, с кем мы работаем, ведь мы сталкиваемся со случаями булинга, непонимания сверстников и другими проблемами учащихся. После их шикарного выступления была проведена дискуссия на затронутые ими темы.

Также мне запомнилась практическая сессия под названием «Современная школа. Диалог с родителями». Основной задачей была выработка совместно с учителями практических рекомендаций по решению наиболее трудных задач, обсуждались разные кейсы, которые подготовили педагоги вузов. Во время дискуссии выступали директор Института изучения детства Наталья Агре, заместитель председателя профсоюза сферы образования Михаил Авдеенко.

Кроме того, интересной была панельная дискуссия «Образовательный потенциал искусства», подчеркнувшая важность создания культурной среды, которая способствует духовному развитию, воспитанию подрастающего поколения. В качестве экспертов были приглашены генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, гендиректор института развития интернета Алексей Гореславский, режиссер-постановщик телеканала «Россия» Сергей Широков, актер Дмитрий Харатьян, а в качестве модератора выступал Юрий Вяземский – ведущий программы «Умники и умницы».

Круглые столы и лекции движения «Орлята России», сообщества «Большая перемена», Академии Минпросвещения России – это далеко не весь список мероприятий в рамках Форума.

Ю.Лысянская: Я тоже поделюсь особенно запомнившимся примером. Одной из интересных и познавательных для меня была мастерская Российского общества «Знание». Ее гостями стали известные личности, такие как Андрей Федотов, учитель английского языка из Белгорода, получивший Всероссийскую премию «Про образование», Элина Стрейкмане, наставник конкурса «Большая перемена», Олег Кривокурцев, сооснователь и совладелец робототехнической компании Promobot и другие. Первые два рассказали нам о пользе видеоуроков в интернет-пространстве, о значимости блога учителя и использовании современных приложений для адаптации обучающихся в классе. Так как тема блогинга для меня еще нова и требует развития, я конечно же, вынесла оттуда много полезной информации для создания образовательных проектов в своей школе, которые постараюсь реализовать в течение этого и следующего года.

Олег Кривокурцев же провел сравнительный анализ учителя и робота под говорящим названием «Учитель против робота. Нереальная реальность». Он представил робот последнего поколения, отвечающий на вопросы различного характера. Это было просто невероятно.

— Занятия занятиями, а насколько Форум оказался полезным в установлении контактов с коллегами?

А.Кардашев: Находясь в сообществе Форума, в сообществах ВКонтакте (одного из партнеров мероприятия), а также Телеграма, нам, педагогам, удается обмениваться опытом, проводить мероприятия с помощью инструментов отечественных социальных сетей, как говорится, онлайн. Очное же участие помогло нам увидеться воочию с теми, с кем мы были на связи посредством только сети Интернет, обсудить вживую многие вопросы. У участников между лекциями и круглыми столами было время побеседовать за обеденным столом, непосредственно на площадках Форума, обсудить что-то более бытовое, поделиться опытом, пошутить, посмеяться. Ведь, как оказалось, проблемы, как и радости, везде одинаковые.

Ю.Лысянская: Да, это верно. На ФКР присутствовало множество наших коллег с разных уголков страны. Общаться с ними было безусловно интересно, потому как у каждого – свои методы и приемы преподавания, идеи новых проектов, которые увлекают и наполняют опытом других учителей. В процессе беседы с ними я обнаружила очень много познавательного, что, несомненно, теперь пополнит и мою педагогическую копилку. Кроме того, я лично обрела новых друзей в педагогическом сообществе, что, конечно же, тоже приятно.

На протяжении двух дней за работой Форума, о которой нам рассказали непосредственные участники, наблюдали онлайн-участники и все желающие. Трансляции велись на странице сообщества Форума классных руководителей ВКонтакте, объединившем более 100 тыс. педагогов.

Выступая партнером II Всероссийского ФКР, компания VK реализует множество образовательных и просветительских проектов, полезных представителям сферы образования. Среди них, например, всероссийская акция «Марафон общения», призванная познакомить учителей с возможностями учебного профиля Сферум в VK Мессенджере.

«Мы рады выступать партнером Всероссийского форума классных руководителей, это место встречи классных руководителей со всей страны. На стенде VK педагоги могли обменяться настроением, пожеланиями и открытками в зоне посткроссинга, отдохнуть за просмотром VK Клипов, и узнать больше о тех мозможностях, которые цифровые сервисы и продукты VK открывают перед ними. Все взаимодействие учителей происходило не только офлайн, но и в специальном чате в VK Мессенджере», – прокомментировал директор по развитию школьных и молодежных проектов VK Сергей Марданов.

Не менее значимым, чем все мастер-классы и круглые столы Форума, было его закрытие. Выступая на нем, министр просвещения РФ Сергей Кравцов пожелал участникам удачи и выразил им благодарность за активную работу, а также новые инициативы.

Помимо подведения итогов, церемонию закрытия украсило чествование победителя Всероссийского конкурса «Воспитать Человека», финал которого состоялся в столице России 21 октября. Победителем этого года была признана декан Нижнетагильского государственного социально-педагогического института (филиала) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования И.В.Даренская. Мама двоих детей, Ирина Викторовна победила в новой для конкурса номинации «Семейное воспитание», объединившей родителей, реализующих авторские воспитательные практики. Комментируя ее победу и, в целом, важность самой номинации, директор Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, член общественной палаты РФ Наталья Агре отметила, что огромное значение в процессе воспитания ребенка играет его окружение – семья, класс, школа, детский сад, двор и т.д., тот пример, который каждый так или иначе подает порастающему поколению.

— Воспитание – это не программы, не методические рекомендации, это мы с вами все вместе каждый день, – отмечает она. – И название конкурса «Воспитать Человека» несет особый смысл: человеком рождаются, а «Человеком с большой буквы» – становятся. И то, насколько большая это будет «Ч», зависит от каждого из нас по-отдельности и всех вместе, граждан Российской Федерации.

С речью выступил и Илья Демаков, программный директор Форума, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России-2017», директор Горчаковского лицея МГИМО МИД России, учитель истории и обществознания:

— Подходит к концу второй Всероссийский форум классных руководителей, но каждый из нас твердо знает, что не завершается жизнь нашего сообщества. Сообщество классных руководителей, которое объединило по всей России более ста тысяч человек Вконтакте, делится практиками, живет полноценной масштабной жизнью. И здорово, что каждый из нас – часть этого большого живого коллектива. Каждый из нас, говоря словами одного из участников Форума, – готовый амбассадор Года педагога и наставника, который нам совсем скоро предстоит. Программа этого Форума была живой исключительно потому, что участие в ее составлении приняли вы. Когда мы начнем готовить третий Всероссийский форум классных руководителей, то будем следовать той же практике.

Образование