Уникальные орнаменты, вышивки ручной работы – идентичность и неповторимость конкретной культуры

Уникальные орнаменты, вышивки ручной работы – идентичность и неповторимость конкретной культуры

В Республике Адыгея с незапамятных времен бок о бок жили представители самых разных национальностей и народностей. И благодаря этому история и культура региона могут похвастаться яркостью и многогранностью. Представители разных национальностей во многом отличаются друг от друга: традициями, приметами, национальными праздниками. Тем не менее, их объединяет одно: они все россияне.

Жители Красногвардейского района не исключение – здесь проживают представители разных народностей, для которых республика является малой Родиной. Многонациональные жители нашего региона гордятся своим происхождением, стараются сохранить и передать своим детям традиции предков, познакомить с локальной культурой их семьи.

Один из атрибутов традиционной культуры народа – одежда. Адыгский костюм соответствовал образу жизни и характеру труда народа, подразделялся на повседневный и праздничный. Для праздников и будней не было различий в крое и назначении отдельных элементов костюма горцев. Цветовая же гамма имела определенное значение. Праздничный костюм адыгейцев отличался от будничного светлыми тонами, яркостью отделки, качеством ткани, хотя крой его и силуэт остаются традиционными. Старинный адыгейский костюм богат украшениями, вышивкой, отделкой из тканей ярких расцветок. Отличительные особенности мужского адыгского костюма – присутствие традиционных атрибутов: черкески – цые, папахи – пэIобырац, пояса – бгырыпх, кинжала – къамэ, бурки – кIакIо. Женский костюм включал в себя множество деталей: верхнее платье – сае; нижнее платье – джанэ; короткий сарафанчик кIэкIы; шапочку – паIо, к которой прикреплялся шарф; пояс, который надевался поверх платья, а также чувяки – цокъэхъурай. Сае шилось из тканей, предназначенных для верхней женской одежды — парчи, бархата. Летнее или праздничное — из шелка, с длинным рукавом, отрезное по талии, со сквозными разрезами впереди.

Фатима Жукова, жительница аула Хатукай, интересуется культурой адыгского костюма еще со школьной скамьи, премудростям национального шитья ее учила мама. Сейчас Фатима исполняет свою давнюю мечту – готовится к открытию собственного магазина изделий ручной работы, основной мотив – золотое шитье.

«Адыгские орнаменты имеют уникальное происхождение: при их создании мастера брали за основу формы и изгибы рогов животных, составляли композиции из цветочных листьев. Я нахожу их в книгах и на выставках в музеях, на моих изделиях всегда только оригинальные старинные адыгские орнаменты. Национальные костюмы в том виде, в котором их носили наши предки, сейчас востребованы в основном в музеях и исторических постановках, поэтому в своих работах я стараюсь вписать традиционные элементы в современные тренды. Например, многим понравились мои шопперы с орнаментами и вышивкой, поступают заказы на стилизованные платья и костюмы для торжественных мероприятий», — рассказывает нам о своей работе Фатима Алиевна.

Вместе со своей дочерью Фатима активно участвует в региональных выставках и конкурсах. В прошлом году они были в числе победителей республиканского конкурса новогодней игрушки в этническом стиле.

Уникальные орнаменты, цветовая гамма, вышивки ручной работы – все это делало национальные костюмы и украшения особенными для народа и тогда, и сейчас, подчеркивало идентичность и неповторимость конкретной культуры.

Вот и в русском костюме, который начал складываться к XII веку, заложена подробная информация о народе – труженике, пахаре, земледельце. Так как зимы на Руси славились своей суровостью, когда за окном завывает вьюга, русские крестьянки ткали, шили, вышивали. «Русский народный костюм – это красота покоя», — писал художник Иван Билибин.

Главным атрибутом одежды для мужчины на Руси была рубаха. Составная или цельнокроеная, из хлопка, льна, шелка, кисеи или простая холщовая. Подол, рукава и ворот рубах украшали вышивкой, тесьмой. Цвета и орнаменты различались в зависимости от области и губернии. Русские женщины часто вышивали на рубахе заклинательные знаки или молитвенные обереги, которые были призваны защищать их мужчин от разных бед и неприятностей. Женщины рубахи тоже носили, но поверх них всегда надевался сарафан. Праздничные и свадебные одеяния шили в основном из парчи или шелка, а повседневные – из грубого сукна или ситца.

Национальную одежду и украшения в наши дни можно увидеть на торжественных мероприятиях: по случаю праздников, награждений, свадеб, а также на тематических встречах, где воссоздают национальные обряды.

«У древних славян особенным праздником был день Ивана Купала, сейчас мы называем его днем летнего солнцестояния. В этот день совершали много обрядов, с ним связаны разные традиции. Например, молодые пары в этот праздник прыгали через костер, держась за руки, эта традиция многим знакома. Но мало кто знает, что девушки в эту особенную ночь плели специальные венки с полынью. Считалось, что благодаря такому венку ни глаза, ни голова целый год болеть не будут», – рассказывает житель нашего района Данил Ковера, не раз принимавший участие в реконструкциях славянских обрядов вместе с единомышленниками в Краснодаре.

 

Анна АСЕЕВА, фото автора

Культура Общество