С начала проведения спецоперации на Украине ожидаемо активизировались финансируемые западными спецслужбами организации, которые пытаются раскачать обстановку в России. Темы не новые. В регионах Южного и Северо-Кавказского федеральных округов это якобы притеснения кавказских народов. Антироссийские зарубежные организации уже долгие годы пытаются подорвать стабильную межнациональную обстановку на Кавказе. Правда, безрезультатно. Но попытки свои не прекращают.
На деньги кураторов
В июне прошлого года в Верховной Раде Украины создали межфракционное депутатское объединение «За свободный Кавказ». Общественным советником объединения стал известный своими антироссийскими радикальными взглядами гражданин Израиля Авраам Шмулевич. Он уже много лет являлся координатором американского «Джеймстаунского фонда» на Северном Кавказе (организация в 2020 году внесена в список нежелательных на территории РФ).
Возглавил объединение депутат Алексей Гончаренко. По его словам, «цель фракции понятна из названия: помощь угнетенным Россией народам Северного Кавказа».
Зачем парламенту страны, на территории которой идут военные действия, заниматься чужими проблемами? Очевидно, чтобы отработать деньги западных кураторов.
Участие в спецоперации выходцев из кавказских регионов, которые с мужеством выполняют свой долг по защите родной страны, очевидно, не дает покоя США и Евросоюзу. И они начали предпринимать судорожные попытки эту ситуацию изменить.
Как? Попытаться показать этим народам, что Россия их «притесняет». Что они должны бороться за свою «свободу». А наши соотечественники тем временем выбрали борьбу с нацизмом, потому что Россия — их Родина, за которую 80 лет назад воевали их деды и прадеды.
Народные предатели
Тогда западные спецслужбы зашли с другой стороны — через местных активистов. Таких, как, к примеру, признанный в России иноагентом деятель из Кабардино-Балкарии Ибрагим Яганов, который стал инициатором и руководителем антироссийской организации «Свободная Черкесия».
Что о нем известно на сегодняшний день? После начала СВО выступал с ярыми заявлениями, осуждающими российские власти, призывал соотечественников отказываться от участия в СВО. Для этого, к примеру, Яганов предлагал отсидеться год-два в тюрьме.
— Это не наша война, берегите народ, на нашу Родину опять возвращается геноцид, воевать против Украины нельзя, лучше отсидеть два-три года в тюрьме, — цитировали Яганова западные СМИ.
С началом спецоперации он стал еще более активно, чем раньше, организовывать так называемые «международные конференции», на которых в антироссийском контексте обсуждались «проблемы исторической идентичности черкесов».
На какие средства организовывались эти конференции? Очевидно, что при финансировании иностранных спецслужб. Преимущественно американских и британских.
Более мелкие «партнеры» тоже вносят свой вклад: Польша, к примеру, дала Яганову прибежище. Летом прошлого года в России в отношении него возбудили уголовное дело за публичное оправдание терроризма. После этого он сбежал в Польшу. В январе 2023 года Минюст РФ внес Ибрагима Яганова в реестр иностранных агентов, причина — получение финансирования от антироссийских иностранных организаций.
Находясь в Варшаве, Яганов продолжил свою антироссийскую деятельность. К примеру, в качестве руководителя «Свободной Черкесии» принял активное участие в работе антироссийского движения «Гражданский совет», которое было образовано в Польше в прошлом году.
При этом движении создан Центр мобилизации и технической поддержки Вооруженных сил Украины. Здесь Яганов решил перейти, как говорится, от слов к действиям и заявил о намерении сформировать Черкесский добровольческий батальон, который будет принимать участие в военных действиях против Российской Федерации.
Подготовку будущего состава Черкесского добровольческого батальона предполагается осуществлять в рамках уже действующего крымско-татарского батальона «Крым», который воюет в составе ВСУ на территории Донецкой и Луганской республик с 2017 года.
На этот батальон у Яганова масштабные планы: по его задумке, он станет боевым крылом «Свободной Черкесии». Пойдет ли сам Яганов воевать или продолжит оказывать «помощь черкесскому народу», комфортно проживая на деньги западных спецслужб в Варшаве, он в публичных заявлениях не уточнил.
Реакция диаспоры
Если проанализировать заявления в Интернет-пространстве, можно сделать выводы о том, что все эти антироссийские проекты не получили широкой поддержки в зарубежных адыгских диаспорах. А идея формирования Черкесского добровольческого батальона и вовсе вызвала резкую критику среди турецких адыгов.
Тем не менее небольшая доля молодежных активистов из крупных адыгских зарубежных общественных объединений — Федерации кавказских ассоциаций Турции (КАФФЕД) и Федерации черкесских ассоциаций Турции (ЧЕРКЕСФЕД) — все же поддерживает некоторые инициативы Яганова.
К чему это может привести в перспективе? К тому, что деятели вроде Яганова и Шмулевича могут пытаться наладить контакты с адыгами в России — молодежными активистами, учеными, деятелями культуры и искусства. Иными словами — всеми, кто потенциально может стать лидером оппозиционного общественного мнения.
Зачем? Чтобы попытаться сломать сложившиеся стабильные и мирные межнациональные взаимоотношения в России. Что является силой нашего государства. И это отлично понимают на Западе.
Адыгея как субъект Российской Федерации открыта для приема этнических адыгов. И за последние годы на свою историческую родину переехали десятки соотечественников из разных стран мира, и никто из них не чувствовал каких-либо притеснений, не говоря уже о тех, кто родился в Адыгее.
Здесь репатрианты спокойно строят жизнь: открывают бизнес, работают в разных сферах, растят детей в духе адыгских традиций и отмечают, что ни в одной другой стране мира не могли чувствовать себя настолько свободно в плане близости к своему народу. Здесь много внимания уделяют сохранению адыгейского языка, развитию национальной культуры. Для них Россия стала родиной и домом. А свой дом, как известно, нужно беречь, не поддаваясь на провокации тех, кто целенаправленно пытается его разрушить.
Материал: Б.Нефшегов.
Фото из открытых интернет-источников.