Рисование можно сравнить с медитацией

Рисование можно сравнить с медитацией

В преддверии Международного дня художника мы заглянули в обитель творчества и фантазии – Красногвардейскую детскую школу искусств в отделение изобразительного искусства. Там учатся творить и выражать себя на холсте почти 70 ребят разных возрастов — от 6 до 16 лет. В этом им помогают опытные наставники: Юлия Александровна Целишева, Валентина Викторовна Шилина  и Надежда Александровна Селезнёва. Главная миссия школы – создание максимально благоприятных условий для развития личности ребенка, в соответствии с его интересами, способностями и возможностями. Именно таких принципов в работе придерживается Надежда Селезнёва, молодой преподаватель художественного класса. Она окончила профильный колледж в Майкопе, после чего сразу же с рвением и вдохновением приступила к работе. Параллельно не прекращала оттачивать свои навыки и получать новые знания: училась в Краснодарском государственном институте культуры, который окончила в прошлом году. На вопрос, почему решила стать преподавателем, Надежда Александровна ответила, что и сама в детстве ходила в художественную школу, там и влюбилась в это дело, а больше всего – в рисование пейзажей.

 Как привить ребенку интерес к творчеству, что рисование развивает в ребенке и почему эти занятия в детстве положительно скажутся на будущей жизни вашего малыша – главные темы нашего обсуждения.

— Малышу с первых месяцев жизни важно научиться делать мелкие движения пальчиками, кистями. Развитие мелкой моторики дает толчок развитию памяти, внимания и даже речи. На самом деле усердствовать тут не нужно, потому что мелкая моторика развивается у детей и сама по себе от повседневных действий и игр. Но если процесс можно ускорить, то почему бы этим не воспользоваться?

— С какими трудностями Вы столкнулись, когда начали преподавать рисование в школе искусств?

— Дети все совершенно разные, как и мы с вами. Они из разных семей, с разными привычками, и на занятия приходят в разном настроении. Бывает, что ребенок хотел сегодня остаться дома, а родители отправили на урок. Кажется – мелочь, но вдохновение уже и мимо может пройти. Моя задача, как наставника, замечать эти настроения и к каждому ребенку находить правильный подход: кого-то поддержать, кого-то направить, а на кого-то сегодня не давить, поговорить, а затем позволить яростно замалевать листок вместо кропотливого вырисовывания натюрморта.

Во время нашего разговора с Надеждой Александровной я заметила, что дети свободно перемещаются по классу, общаются друг с другом и шутят. Когда я училась в художественной школе, отвлекаться от своих проектов во время занятий не поощрялось. В связи с этим, возник вопрос.

— А Вы требуете соблюдения строгой дисциплины во время занятий?

— Я наоборот стараюсь создавать свободную и расслабленную атмосферу на уроках: нет ограничений по общению друг с другом или проявлению эмоций – смеяться не запрещается! На самом деле рисование можно сравнить с медитацией, оно успокаивает. Где-то читала, что психологи  рекомендуют чаще рисовать именно капризным детям, склонным к истерикам. Работать с ними конечно сложнее, но меня такие сложности не пугают. К каждому ребенку я стараюсь найти подход, чтобы уроки действительно пошли ему на пользу.

— А если запал и вдохновение учеников все-таки угасает? Как мотивировать детей заниматься рисованием увлеченно и стараться совершенствовать свои навыки?

— Даже любимое занятие может наскучить, поэтому для разнообразия учебного процесса мы периодически пробуем новые техники рисования. Недавно это был граттаж – бумага в несколько слоев покрывается цветными восковыми мелками, затем черной краской, а после рисунок как бы выскабливается. Получается что-то вроде гравюры, цветные линии проступают на черном фоне. А так как цветная подложка раскрашивалась произвольно, никогда заранее не знаешь, какого оттенка проявится следующая твоя линия.

— Как еще продемонстрировать ребенку, что занятия рисованием для него полезны?

— Иногда мы посещаем региональные выставки опытных художников, чтобы ребята увидели, каких высот они могут добиться, если будут старательно и упорно развивать свои способности к рисованию. В холле школы и на местных общественных мероприятиях района организуем выставки нашей художественной студии, выставляем работы учеников. Когда твоя работа оказывается на выставке, под стеклом, с табличкой, это всегда безумно приятно для ребенка. Как и тогда, когда родители вешают твой первый корявый рисунок солнышка на холодильник. В маленьком возрасте у всех нас есть способность находить гармонию с самим собой через творчество, мы не боимся сделать что-то неправильно и не сравниваем себя, свои результаты с великими мастерами искусства. Мы просто творим, выражаем себя. Если сохранить и развить этот навык в детстве, он обязательно пригодится в жизни.

После беседы с Надеждой Александровной захотелось во второй раз поступить в художественную школу. И в этот раз, возможно, окончить курс «на отлично».

 

Анна АСЕЕВА, фото автора

Образование