Методические рекомендации по вопросам реализации миграционного законодательства при осуществлении разрешительно — визовой работы с марта 2020 года по настоящее время

Миграционное законодательство реализовывается в рамках действия  Указа Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 года N 274 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (с изменениями от 15.12.2020) и затрагивает такие категории иностранных граждан, которые в указанный период находились:

  1. На территории Российской Федерации Согласно требованиям данного Указа,таким иностранным гражданам и принимающей стороне не требуется совершать действий для продления сроков временного пребывания (включая продление виз), сроков постановки на учет по месту пребывания, сроков временного и постоянного проживания, сроков действия свидетельства о временном убежище, удостоверений беженца, в случае если такие сроки истекают в период с 15 марта 2020 года по 15 июня 2021 года.

Здесь необходимо учитывать, что иностранные граждане, изменившие свое место пребывания (прибывшие в новое место пребывания) подлежат постановке на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом от 18 июля 2006 г. No 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».В случае нарушения 7 дневного срока обращения  принимающей стороной (п. 3 ст.20 федерального закона 109-ФЗ), применяются меры административного воздействия, предусмотренного ст.18.9 КоАП РФ.

2.За пределами Российской Федерации.

Согласно требованиям данного Указа, таким иностранным гражданам, выехавших за пределы Российской Федерации до закрытия границ и имеющих разрешение на временное проживание, вид на жительство или свидетельство участника Государственной программы, не засчитывается период с 15 марта по 15 июня 2021 года в срок нахождения за рубежом и срок действия статуса соответственно. Кроме того, в отношении всех иностранных граждан, находящихся за пределами Российской Федерации действуют требования Распоряжения Правительства Российской Федерации от 16 марта 2020 года No635-р «О временном ограничении въезда в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе прибывающих с территории Республики Беларусь, Из числа законно находящихся, т.е. прибывших с 15 марта 2020 года на территорию РФ, состоящих на миграционном учете по месту пребывания и по месту жительства на 15 марта 2020 года, находящихся в рамках международных соглашений без постановки на миграционный учет на срок до 30 дней или ВКС на срок 90 дней, а также граждан Республики Беларусь» (с изменениями и дополнениями на  26.02.2021).

В настоящее время,согласно вышеуказанному Распоряжению транспортное сообщение возобновлено с 23 иностранными государствами, к которым относятся: Великобритания, Танзания, Турция, Швейцария, Египет, Мальдивы, Объединенные Арабские Эмираты, Казахстан, Киргизия, Республика Корея, Куба, Сербия, Япония, Сейшельские Острова, Эфиопия, Вьетнам, Индия, Катар, Финляндия, Азербайджан, Армения, Греция, Сингапур. Здесь следует учитывать, что с 15 марта 2021 года вышеобозначенный порядок не распространяется на граждан иностранных государств (включая лиц, имеющих вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории иностранного государства),  с которыми по состоянию на 15 декабря 2020 года возобновлено транспортное сообщение (за исключением «вывозных» рейсов).

Например:

У иностранных граждан, имеющих разрешение на временное проживание или вид на жительство в Российской Федерации и у которых до 15 декабря 2020 года было возобновлено транспортное сообщение (Казахстан, Киргизия, Турция), сроки нахождения за пределами России приостановлены до 15 марта 2021 года. Данную категорию граждан необходимо проверять на предмет «нахождения за пределами РФ более 6 месяцев в суммарном исчислении за календарный год», после 15 сентября 2021 года. Для принятия решения об аннулировании раннее выданных разрешительных документов, в соответствии с пп.11 п. 1 ст. 7 и п.п. 11 п. 1 ст.9 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (находился за пределами Российской Федерации более шести месяцев суммарно в течение календарного года, за исключением случаев отсутствия возможности покинуть территорию иностранного государства по обстоятельствам, связанным с необходимостью экстренного лечения, тяжелой болезнью данного иностранного гражданина или со смертью его близкого родственника, проживавшего на момент смерти в иностранном государстве, а также случаев нахождения иностранного гражданина за пределами Российской Федерации в связи со служебной необходимостью). Кроме того, в случае возобновления транспортного сообщения с иностранными государствами после 15 декабря 2020 года названный порядок не применяется в отношении граждан этих государств по истечению 90 суток с даты начала транспортного сообщения.

Например:

С Арменией и Азербайджаном 3 февраля 2021 года возобновлено транспортное сообщение с Российской Федерацией. У вышеуказанных иностранных граждан имеющих РВП или ВНЖ указанные 90 дней не войдут в шестимесячный срок нахождения за пределами России в течение календарного года (т.е. календарный год для них начнет исчисляться только с 1 мая 2021 года).

В случае несоблюдения иностранным гражданином цели въезда в РФ к нему применяются меры административного воздействия, предусмотренные часть 2 статьи 18.8 КоАП РФ за нарушение ими правил въезда в РФ либо режима пребывания (проживания) в РФ, выразившееся в несоответствии заявленной цели въезда, в РФ фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в РФ деятельности или роду занятий. Отдельного внимания требует организация работы с иностранным гражданином, прибывшим в визовом порядке и его приглашающей стороной. Руководствуясь положением Постановления Правительства РФ от 15 сентября 2020 года N 1428 «О принимаемых приглашающей стороной мерах по обеспечению соблюдения приглашенным иностранным гражданином или лицом без гражданства порядка пребывания (проживания) в Российской Федерации» частью 2 статьи 18.9 КоАП РФ предусмотрена ответственность лиц, выступающих в качестве приглашающей стороны, за непринятие установленных мер по обеспечению соблюдения приглашенным иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в Российской Федерации в части соответствия фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в Российской Федерации заявленной ими цели въезда, в Российскую Федерацию осуществляемой в период пребывания (проживания) в Российской Федерации деятельности или роду занятий либо непринятие приглашающей стороной установленных мер по обеспечению своевременного выезда приглашенного иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации по истечении определенного срока их пребывания в Российской Федерации. Кроме того, приглашающая сторона, в случае выявления нарушения цели въезда у приглашаемого иностранного гражданина, а также не обеспечение приглашающей стороной своевременного выезда приглашенного иностранного гражданина за пределы Российской Федерации по истечении определенного срока их пребывания в Российской Федерации подлежит привлечению административной ответственности по части 2 статьи 18.9 КоАП РФ.

Актуально