Эксперт рассказал о работе Российской академии наук в условиях противостояния с Западом

Эксперт рассказал о работе Российской академии наук в условиях противостояния с Западом

Сорок академиков и членов-корреспондентов РАН (2% от общего числа ученых) выступили с миротворческим протестом, осудив в открытом письме политику российской власти по демилитаризации и денацификации Украины, пишет в своем авторском блоге журналист Владимир Архангельский.

– Конечно, в России академиков и членкоров почти 2000, то есть «возвысили голос» лишь 2% от всего корпуса именитых ученых, но осадок остался. Письмо подписали, в основной своей массе, менее весомые фигуры: к академикам присоединилось вылезшее «из-под глыб» множество рядовых филологов и лингвистов. Они запели знакомую песнь: «Мы уважаем украинскую государственность, которая держится на реально работающих демократических институтах. Мы с пониманием относимся к европейскому выбору наших соседей, – пишет журналист.

В середине марта состоялось общее собрание профессоров РАН. Глава этой старейшей государственной структуры Александр Сергеев сообщил, что президиум Российской академии наук уже подготовил предложения по технологическому развитию России в условиях санкций и передал их президенту и в правительство РФ.

Сергеев сказал, что при выборах в Академию наук политические взгляды не учитываются, и выразил уважение «гражданской позиции» каждого из присутствующих.

– Что имелось в виду под «гражданской позицией», столь ценной в глазах президента РАН? Наверное, это не про взгляды на жизнь академика Роальда Сагдеева, который с 1990 года поселился в США после женитьбы на Сьюзэн Эйзенхауэр, внучке президента США Дуайта Эйзенхауэра? И не про убеждения академика Владимира Барановского, который в 1990-е годы возглавлял проект в SIPRI (Стокгольмский международный институт исследований проблем мира), – рассуждает автор блога.

Он отмечает, что создается впечатление, что президиум РАН пытается находиться вне политики.

– Но разве Российская академия наук отделена от государства? Позиционировать академиков как неких вольных ученых – не своевременно. И если кто-то из них озабочен не интересами своей страны, а «борьбой за мир» и другими «гуманитарными вопросами», стоит ли их держать в академии? Ведь РАН – не международный клуб, а бюджетное учреждение, финансируемое государством, – пишет Владимир Архангельский.

В выступлении перед профессорами РАН Сергеев также отметил необходимость сохранения связей с зарубежным научным миром.

– Есть еще очень важная проблема: российская суверенная система оценки результативности научных исследований за многие годы так и не была разработана. Вместо критериев, которые позволяли бы учитывать отечественную специфику и блюсти национальные интересы, наша наука измерялась при помощи выбранных кем-то частных западных контор. Теперь же, после многолетних огромных затрат и усилий по ее внедрению, эту модель отменили решением правительства РФ, поскольку в рамках санкций доступ к западным журналам для российских ученых оказался закрыт. В результате российская наука в одночасье оказалась без привычной системы индексации, – добавил Владимир Архангельский.

Материал: «Советская Адыгея».

Фото: ecolife.ru.

IT, наука и техника Общество